Слайд 1
Я мыслю, значит, я существую.
Рене Декарт
Слайд 2Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»
Слайд 3Что же делать нам, друзья,
Что же сделать?
Так нам жить уже
нельзя,
Не познав глаголов.
Тайны нужно их раскрыть,
Все познать и изучить -
Вот задача!
И поэтому, друзья,
В путь отправиться пора,
Пусть нас ждет удача.
Слайд 4Морфологические признаки
Постоянные признаки
Непостоянные признаки
Спряжение
Переходность
Возвратность
Вид
Наклонение
Время
Число
Лицо
Род
Слайд 5Карта путешествия
Сведения о стране
Глагол
Город Наклонений
Посёлок видовых пар
Водопад Спряжений
Практикум
Слайд 6Сколько глаголов употребил поэт?
Вот такой воробей.
Уселся воробышек рядом со мной.
Не трусишь?
– спросил я.
-Ты что же, ручной?
- Я дикий, - сказал он и взлетел на скамью.
- Бросай бутерброд, а не то заклюю. 6 7 8
Слайд 7Что такое видовая пара?
Видовая пара-это глаголы совершенного и несовершенного вида,
имеющие сходное лексическое значение:
кричать – крикнуть
говорить – сказать
решать - решить
Слайд 8Чем отличаются глаголы, составляющие видовую пару?
А) суффиксом: решить - решать, прыгать
– прыгнуть;
Б) приставкой: писать – написать, делать – сделать;
В) ударением: разрезать – разрезать, насыпать – насыпать;
Г) разными основами: говорить – сказать, брать – взять.
Слайд 9Запишите глаголы в составе видовых пар
ЛОВИТЬ
ВЕРНУТЬ
НАХОДИТЬ
ПРИЙТИ
УДИВЛЯТЬ
ПОЙМАТЬ
ВОЗВРАЩАТЬ
НАЙТИ
ПРИХОДИТЬ
УДИВИТЬ
Слайд 10
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ УСЛОВНОЕ
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ
Слайд 11Распределите глаголы в три группы по наклонениям
Не прячься, рисовал,
учусь, держись, сходил бы, уехал, не причмокивай, наслаждался, нарисовал бы, знал, спой, облокотился, сказал, не тревожьте, пусть подождет, построил бы, жалел, обидит.
Слайд 12ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Условное наклонение
Сходил бы
Нарисовал бы
Построил бы
Изъявительное наклонение
Рисовал
Учусь
Уехал
Наслаждался
Знал
Облокотился
Сказал
Жалел
Обидит
Повелительное наклонение
Не прячься
Держись
Не причмокивай
Спой
Не тревожьте
Пусть подождет
Слайд 13СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
I СПРЯЖЕНИЕ
II СПРЯЖЕНИЕ
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
ВСЕ НА –ИТЬ
(КРОМЕ БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
4 ГЛАГОЛА НА –АТЬ:
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ,СЛЫШАТЬ;
7 ГЛАГОЛОВ НА –ЕТЬ:
СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ,ВЕРТЕТЬ.
Слайд 14РАСПРЕДЕЛИТЕ ГЛАГОЛЫ ПО СПРЯЖЕНИЮ В ДВЕ КОЛОНКИ:
Видеть,
написать, судить, обидеть, сеять, жалить, стелить, строить, носить, дремать, звать, грянуть, подражать, платить.
I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ
Слайд 15 I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ
НАПИСАТЬ
СЕЯТЬ
СТЕЛИТЬ
ДРЕМАТЬ
ЗВАТЬ
ГРЯНУТЬ
ПОДРАЖАТЬ
ВИДЕТЬ
СУДИТЬ
ОБИДЕТЬ
ЖАЛИТЬ
СТРОИТЬ
НОСИТЬ
ПЛАТИТЬ
Слайд 16Какие окончания вы напишите у глаголов в пословицах?
Кто се…т да ве…т,
тот не обедне…т.
Кто труд люб…т, тот долго спать не
буд…т.
Труд человека корм…т, лень – порт…т.
Е
Е
Е
И
Е
И
И
Слайд 17Вставьте пропущенные буквы
Кто умеет трудит…ся, тот труда не боит…ся;
Дело мастера боит…ся;
По
труду и честь воздает…ся;
Надо трудит…ся, не надо ленит…ся;
Человек по труду узнает…ся.
Ь
Ь
Ь
Слайд 18Творческая работа
Журналисты
Составить репортаж (4- 5 предложений) о спортивных соревнованиях, используя
глаголы : волноваться, стремиться, бежать, хотеть.
Поэты
Составить четверостишие:
----------------------темнеет,
---------------------- краснеет.
----------------------- сухой,
----------------------- ногой.
Слайд 19ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторите п. 10-21, подготовьтесь к КР.
2. Напишите небольшое сочинение
(10 -12 предложений ) с использованием глаголов на тему «Осеннее утро»
Слайд 20
Сегодня на уроке …
Я хотел(а) бы усовершенствовать свои навыки …
Мне очень
понравилось (не понравилось)…
Слайд 21САМООЦЕНКА
Я постарался(лась)! Успешно выполнял(а) все задания.
Я приложил(а) усилия и
смог(ла) самостоятельно выполнить большую часть заданий.
Я не все понял(а), поэтому мне сложно самостоятельно выполнять задания. Попробую разобраться дома. Попрошу помощи у одноклассников или учителя. Я смогу!