Слайд 1Непроизносимые согласные
Ливенцова Л.А.,
учитель начальных классов
МОУ «Дороховская СОШ»
Слайд 2Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
но пишутся в тетрадке.
Слайд 3В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных,
один из которых Д,Т,Л,В не произносится.
Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский.
Слайд 4Правило
Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное
слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо.
Грус _ ный – грусть, грустить
Слайд 5Загадки
На заре в оконце заглядывает _______________(солнце). Моя любовь откроет дверцу в
твоем ____________(сердце). В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном). Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный). На берегу в воде приник, шуршит, колышется _______________(тростник). Я кролику дам сочный и вкусный листок _______________(капустный)
Слайд 6Выпишите слова с непроизносимыми согласными
Слайд 7ПРОВЕРЬ
Поздний здравствуйте
грустный
звёздный
Слайд 8От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных
нет, например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.
Слайд 9Вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный
–
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте.
Слайд 10Вставить буквы
Этим летом я был учас _ником прекрасн _ного похода. Мы
ходили в горы. Наш маршрут не был опас_ным. Каждый день похода был для меня настоящим праз_ником. Как красиво яркое со_нце, как чудес_но звёз_ное небо! За время похода все очень сдружились, и было грус_но расставаться. Сейчас я вновь счас_лив, ведь стало извес_но, что поз_ней весной мы опять отправимся в горы.
Слайд 11 Отметь значком (+) верное утверждение.
1а) проверить;
б) изменить так, чтобы согласный
слышался четко;
в) изменить так, чтобы гласная в корне была под ударением;
г) записать правильно.
2. Подчеркни, какие непроизносимые согласные нужно проверять в словах.
а) в, к, л, т б) л, м, н, р в) в, д, л, т
3. Подчеркни слово с непроизносимой согласной
а) наез..ник б) чудес..ный в) тес..ный
4. Подчеркни слово, в котором пропущена буква «д».
а) гроз . ный б) гряз . ный в) груз . ный г) звёз . ный
5. Подчеркни, к какому слову с непроизносимой согласной правильно подобрали проверочное слово.
а) счас..ливый - счастливо б) капус..ный - капуста в) завис..ливый – завидует
6. Подчеркни слово, которое можно проверить.
а) чувство б) лестница в) здравствуй г) солнце
7. Подчеркни лишнее слово.
а) шестнадцать б)опасный в) свистнул
Дополнительная часть
8. Отметь значком (+) строчку, в которой все слова написаны с ошибками.
а) здравствуйте, местный, ясный;
б) месный, яросный, чуства;
в) капусный, сонце, счастливый;
г) поздний, красный, лесница.
9. Замени имена прилагательные близкими по значению словами с непроизносимыми согласными.
а) печальная картина - _____________________
б) правдивый ответ - _______________________
в) здешний житель - _______________________
Слайд 12Использованная литература
1.Канакина В.П. Русский яз. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч.
Ч.1 – М.: Просвещение, 2014.
2.Кузнецова М.И. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2016.
3.Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448с.
4.Русский язык. 1-4 классы: конспекты уроков-диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями/ авт.-сост. Н.Н. Бобкова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010. – 285 с.
5.Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Современные открытые уроки русского языка. 1-4 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.