Слайд 1Литература России на рубеже 19-20 веков
Основные литературные направления, течения
Слайд 2Общая характеристика периода
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и
западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Слайд 3
Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?
Россия
пережила три революции:
-1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,
-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
-Первую мировую войну 1914-1918гг.,
-Гражданскую войну
Слайд 4Внутриполитическая обстановка в России
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в
экономике Российской Империи.
Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.
Слайд 5Научные открытия н.20 века
Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных
открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.
Слайд 6Философские основы культуры рубежа веков:
Главный вопрос – вопрос о Человеке и
Боге.
Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский)
Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький)
Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок).
Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)
Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».
Слайд 7Живопись рубежа веков
В.Серов
«Похищение
Европы»
М.Нестеров
«На земле покой»
М.Врубель
«Сидящий Демон»
Слайд 8 Живопись
Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и
наследники передвижников
Появление нового стиля – модерна (последователи этого стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства»)
СимволизмСимволизм в живописи ( выставка «Голубая роза», тесно связан с поэзией ; символизм не был единым стилевым направлением)
Появление группировок, представлявших авангардное направление в искусстве ( выставка « Бубновый валет»),
любимый жанр авангардистов – натюрморт
Неопримитивизм ( выставка « Ослиный хвост»)
Авторский стиль( синтез европейских авангардных тенденций с русскими национальными традициями)
Слайд 13 « Мир искусства»: Е. Лансере «Царевна Елизавета Петровна и преображенцы»
Слайд 14« Голубая роза»: Н. Крымов. Пейзаж с женской фигурой в красном
Слайд 15« Голубая роза»: Н. Сапунов. Натюрморт: вазы, цветы и фрукты
Слайд 16К. Петров-Водкин. Купание красного коня
Слайд 22Трагическая история литературы 20 века
В 20-е годы уехали или
были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др.
Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка.
В 30-е годы писателя рас-стреляют.
И.А. Бунин
Слайд 23Трагическая история литературы начала 20 века
3. С начала 30-х
годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.
Слайд 24Трагическая история литературы начала 20 века
4. С начала 30-х годов появилась
тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.
Слайд 25Литература конца 19 – начала
20 веков
В конце XIX - начале XX
века русская литература стала эстетически многослойной.
Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.
( отражение
реальности, жизненной правды)
А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.
Слайд 26Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался
необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".
Слайд 27Направления
в литературе
реализм
модернизм
футуризм
акмеизм
имажинизм
символизм
Слайд 28Модернизм (от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе
и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.
Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта.
Слайд 29Идейные основы реализма и модернизма
Слайд 30Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми
Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь
«кучке»посвящённых литературы.
Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя.
Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало.
Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики.
Толстой
Лев
Николаевич
1828-1910
Чехов
Антон
Павлович
1860-1904
Слайд 31Писатели - реалисты
Бунин
Иван
Алексеевич
1870-1953
Куприн
Александр
Иванович
1870-1938
Зайцев Борис
Константинович
1881-1972
Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945
Слайд 32Писатели-реалисты
Максим
Горький
1868-1936
Короленко
Владимир
Галактионович
1853-1921
Андреев
Леонид
Николаевич
1871-1919
Замятин
Евгений
Иванович
1884-1937
Слайд 33Новые течения в литературе России рубежа веков
В период с 1890 по
1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения:
символизм,
акмеизм,
футуризм
Они составили основу модернизма как литературного направления.
Слайд 34Серебряный век
Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала
XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.
Слайд 35СИМВОЛИЗМ
В марте 1894 г. вышел в свет сборник с
названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт
Валерий Брюсов , использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.
Слайд 36СИМВОЛИЗМ
Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в
России.
Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения".
Дмитрий Сергеевич
Мережковский
Слайд 37Основные положения течения
Андрей Белый
Символ - центральная эстетическая
категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.
Слайд 38Основные положения течения
Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ -
окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.
Слайд 39Основные положения течения
По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его
аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.
Слайд 40Старшие символисты
Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
(1892)
Сборник «Русские символисты» (1894)
«Создания искусства – приотворённые двери в вечность».
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Брюсов Валерий Яковлевич
Слайд 41Старшие символисты
Гиппиус
Зинаида
Николаевна
1869-1945
Бальмонт
Константин Дмитриевич
1867-1942
Фёдор
Сологуб
1863-1927
Кузмин
Михаил
Алексеевич
1875-1936
Слайд 42Младосимволисты
«Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок)
Андрей
Белый
1880-1934
Александр
Александрович
Блок
1880-1921
Иванов
Вячеслав
Иванович
1866-1949
Слайд 43Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme
- высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов:
Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.
Слайд 44Акмеисты
Ахматова
Анна
Андреевна
1889-1966
Мандельштам
Осип
Эмильевич
1891-1938
Гумилёв
Николай
Степанович
1886-1921
Сергей
Городецкий
1884-1967
Слайд 45Основные положения течения
А.Ахматова
Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки
ударения
Самоценность каждого явления
«Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать»
Слайд 46Футуризм
Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе
в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей"
(его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи"
Слайд 47Футуристы
Маяковский
Владимир
Владимирович
1893-1930
Бурлюк
Давид
Давидович
1882-1967
Игорь
Северянин
1887-1941
Велимир
Хлебников
1885-1922
Слайд 48Основные положения течения
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о
рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".
Слайд 49В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк"
- для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.
Слайд 50Пощечина общественному вкусу
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с
Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным ...
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912 г. Декабрь
Слайд 51Неокрестьянские поэты
Мы предутренние тучи,
зори росные весны.
Н.Гумилёв
Есенин
Сергей
Александрович
1895-1925
Орешин
Пётр
Васильевич
1887-1938
Клюев
Николай
Алексеевич
1884-1937
Слайд 52Писатели, не входившие в литературные группы
Максимилиан
Александрович
Волошин
1877-1932
Борис
Леонидович
Пастернак
1890-1960
Владислав
Фелицианович
Ходасевич
1886-1939
Марина
Ивановна
Цветаева
1892-1941
Слайд 53Сделаем выводы
На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости
и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.
Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.
Слайд 54Сделаем выводы
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной
культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Слайд 55Вопросы:
Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков?
Какие философские
идеи занимали умы человечества?
Кто ввёл определение «Серебряный век»?
Какие направления существовали в литературе рубежа веков?
Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века?
Что обозначает понятие «модернизм»?
Что подразумевается под понятием «Партийная литература»?
Назовите представителей «Серебряного века».