Презентация, доклад по теме Классицизм.М.В. Ломоносов:жизнь и творчество. Материалы к уроку литературы в 9 классе.

Содержание

Была та смутная пора,Когда Россия молодая,В бореньях силы напрягая,Мужала с гением Петра А.С.Пушкин

Слайд 1КЛАССИЦИЗМ. Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы в 9 классе. Выполнила: Башкова

Юлия Николаевна- учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 10 г. Пласта Челябинской области
КЛАССИЦИЗМ. Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы  в 9 классе.  Выполнила: Башкова Юлия Николаевна-

Слайд 2
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с

гением Петра
А.С.Пушкин

Была та смутная пора,Когда Россия молодая,В бореньях силы напрягая,Мужала с гением Петра

Слайд 3
В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться

благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной

Слайд 4Причины возникновения классицизма
Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы

и соотнесен с процессом создания единых национальных государств.
Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам
Причины возникновения классицизмаКлассицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых

Слайд 5
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и

искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших

Слайд 6
Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства

и преобразований.

На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. На первый план в

Слайд 7Особенности литературного направления
Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно

на положительных и отрицательных.
- Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются.
- Каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях

Особенности литературного направленияГерои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных.- Человеческие характеры

Слайд 8
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий,
Но строгой логике от

вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Вы новое лицо введете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он самим собой.

(французский теоретик литературы Н. Буало
Герою своему искусно сохранитеЧерты характера среди любых событий,Но строгой логике от вас в театре ждут;В нем властвует

Слайд 92. Эстетика классицизма
Принцип трех единств:
- Единство времени (действие развивается не более

суток);
- Единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10);
Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое).

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке;
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Н. Буало

2. Эстетика классицизма Принцип трех единств:- Единство времени (действие развивается не более суток);- Единство действия (одна сюжетная

Слайд 10Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 11Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

Слайд 12Биография М. В. Ломоносова
Родился 21 ноября 1711 года в

Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Сын государственного
крестьянина,
Ломоносов вырос в условиях
северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской
Руси.
Биография М. В. Ломоносова   Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка

Слайд 13
В 19 лет тайком от отца
М.В.Ломоносов
отправляется из деревни
Холмогоры в Москву

и
поступает в Славяно –
греко – латинскую
академию и становится одним из
лучших учеников.

Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

В 19 лет тайком от отцаМ.В.Ломоносовотправляется из деревниХолмогоры в Москву ипоступает в Славяно –греко – латинскую

Слайд 14 В 1736 году
Михаила Васильевича
посылают в Германию
для

изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком,
профессором химии.
В 1736 году Михаила Васильевичапосылают в Германиюдля изучения горного дела. Вернувшись в Россию,

Слайд 15Круг интересов Ломоносова
был очень широк: физика,
химия, астрономия,
математика, техника, горное
дело, геология, металлургия,
производство

стекла,
мозаичное производство,
география физическая и
экономическая, история,
филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил
значительный след.
Круг интересов Ломоносовабыл очень широк: физика,химия, астрономия,математика, техника, горноедело, геология, металлургия,производство стекла,мозаичное производство,география физическая иэкономическая, история, филология,

Слайд 16Открытия Ломоносова
Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/
Развивал атомно-молекулярные представления о строении

вещества /физика/
Создал ряд оптических приборов.
Открыл атмосферу на Венере.
Описал строение Земли.
Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.
Автор трудов по русской истории.
По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Открытия ЛомоносоваОрганизовал первую в России химическую лабораторию./Химия/Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов.

Слайд 1722 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами

по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты
22 года работал он в Академии наук,  выступал с крупными работами по химии и физике, геологии

Слайд 18Мозаичная картина Ломоносова
Ломоносов показывает Екатерине II
мозаичную мастерскую.

Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.

Слайд 19
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан

Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц,

Слайд 20Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Слайд 21

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией.

Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской

Слайд 22Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной,

художественной) разделил язык на "три рода речений".
 
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.

Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Теория трех стилейМихаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на

Слайд 23изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)  

Шекспир. «Гамлет».                   



.
Высокий

стиль
изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)  Шекспир. «Гамлет».                    .Высокий стиль

Слайд 24изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
Средний

стиль
изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)Средний стиль

Слайд 25- допускал изображение обыденной жизни с использованием
живой разговорной речи
(комедии, басни,
сатирические стихотворения)


Низкий стиль

- допускал изображение обыденной жизни с использованиемживой разговорной речи(комедии, басни,сатирические стихотворения) Низкий стиль

Слайд 26Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском

языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат

Слайд 27Поэтическое творчество занимало
большое место в духовном мире
Ломоносова. « Стихотворство - моя

утеха...»,-
писал он в «Российской грамматике».

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

1747

Поэтическое творчество занималобольшое место в духовном миреЛомоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике».

Слайд 28 Мы и не замечаем, что многие из научных

выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось,
законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.

Реформа стихосложения

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены

Слайд 29В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили

собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий

Слайд 30
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески

– слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке

Слайд 31Лице своё скрывает день…
_ _ _ _ _ _ ямб

(ударение на 2ой слог ).
Буря мглою небо кроет…
_ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).

Двусложные размеры стиха

Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ).Буря мглою

Слайд 32Ночною темнотою покрылись небеса
_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _
-) дактиль _ _ _
-) анапест _ _ _
-) амфибрахий _ _ _

Трёхсложные размеры стиха

Ночною темнотою покрылись небеса_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -)

Слайд 33
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими

поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского

Слайд 34Дом-музей Ломоносова

Дом-музей Ломоносова

Слайд 35Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль в
развитии сознания русского
общества

и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.
Личность Ломоносова, его научная и литературнаядеятельность сыгралипервостепенную роль вразвитии сознания русскогообщества и оставилиглубокий след в историирусской культуры.

Слайд 37Награды имени Ломоносова

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие

достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Награды имени Ломоносова   Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской,

Слайд 38
Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах

от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века

Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века

Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами

Слайд 39Использованные ресурсы
1. Иллюстрации и справочные материалы Интернет- ресурсов;

2.Литература. Учебник- хрестоматия для

общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Коровин В.И.

3. Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011

Использованные ресурсы1. Иллюстрации и справочные материалы Интернет- ресурсов;2.Литература. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Коровин

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть