Слайд 1КЛАССИЦИЗМ.
Михаил Васильевич Ломоносов
Материалы к уроку литературы
в 9 классе.
Выполнила: Башкова
Юлия Николаевна- учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 10 г. Пласта Челябинской области
Слайд 2
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с
гением Петра
А.С.Пушкин
Слайд 3
В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться
благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.
Слайд 4Причины возникновения классицизма
Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы
и соотнесен с процессом создания единых национальных государств.
Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам
Слайд 5
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и
искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.
Слайд 6
Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства
и преобразований.
На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.
Слайд 7Особенности литературного направления
Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно
на положительных и отрицательных.
- Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются.
- Каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях
Слайд 8
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий,
Но строгой логике от
вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Вы новое лицо введете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он самим собой.
(французский теоретик литературы Н. Буало
Слайд 92. Эстетика классицизма
Принцип трех единств:
- Единство времени (действие развивается не более
суток);
- Единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10);
Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое).
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке;
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Н. Буало
Слайд 11Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг.)
Слайд 12Биография
М. В. Ломоносова
Родился 21 ноября 1711 года в
Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Сын государственного
крестьянина,
Ломоносов вырос в условиях
северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской
Руси.
Слайд 13
В 19 лет тайком от отца
М.В.Ломоносов
отправляется из деревни
Холмогоры в Москву
и
поступает в Славяно –
греко – латинскую
академию и становится одним из
лучших учеников.
Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
Слайд 14 В 1736 году
Михаила Васильевича
посылают в Германию
для
изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком,
профессором химии.
Слайд 15Круг интересов Ломоносова
был очень широк: физика,
химия, астрономия,
математика, техника, горное
дело, геология, металлургия,
производство
стекла,
мозаичное производство,
география физическая и
экономическая, история,
филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил
значительный след.
Слайд 16Открытия Ломоносова
Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/
Развивал атомно-молекулярные представления о строении
вещества /физика/
Создал ряд оптических приборов.
Открыл атмосферу на Венере.
Описал строение Земли.
Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.
Автор трудов по русской истории.
По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Слайд 1722 года работал он в Академии наук,
выступал с крупными работами
по химии и физике,
геологии и географии, изучал астрономию, разработал
основы металлургии, организовал производство и
изготовление мозаики, составлял географические карты
Слайд 18Мозаичная картина Ломоносова
Ломоносов показывает Екатерине II
мозаичную мастерскую.
Слайд 19
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан
Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Слайд 20Занимаясь лингвистикой, он разработал
первую научную грамматику русского языка-
«Российскую грамматику».
Слайд 21
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией.
Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Слайд 22Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной,
художественной) разделил язык на "три рода речений".
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 23изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)
Шекспир. «Гамлет».
.
Высокий
стиль
Слайд 24изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
Средний
стиль
Слайд 25- допускал изображение обыденной жизни с использованием
живой разговорной речи
(комедии, басни,
сатирические стихотворения)
Слайд 26Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском
языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд 27Поэтическое творчество занимало
большое место в духовном мире
Ломоносова. « Стихотворство - моя
утеха...»,-
писал он в «Российской грамматике».
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1747
Слайд 28 Мы и не замечаем, что многие из научных
выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось,
законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
Реформа стихосложения
Слайд 29В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили
собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному
языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд 30
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески
– слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 31Лице своё скрывает день…
_ _ _ _ _ _ ямб
(ударение на 2ой слог ).
Буря мглою небо кроет…
_ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).
Двусложные размеры стиха
Слайд 32Ночною темнотою покрылись небеса
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _
-) дактиль _ _ _
-) анапест _ _ _
-) амфибрахий _ _ _
Трёхсложные размеры стиха
Слайд 33
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими
поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Слайд 35Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль в
развитии сознания русского
общества
и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.
Слайд 37Награды имени Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие
достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Слайд 38
Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах
от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века
Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века
Слайд 39Использованные ресурсы
1. Иллюстрации и справочные материалы Интернет- ресурсов;
2.Литература. Учебник- хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Коровин В.И.
3. Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011