Презентация, доклад по теме Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка

Содержание

«Развитие личности – смысл и цель современного образования» Из Концепции ФГОС 2-го поколения

Слайд 1Лыжина Инна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №

2

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка

Лыжина Инна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках

Слайд 2«Развитие личности – смысл и цель современного образования»

Из Концепции ФГОС

2-го поколения
«Развитие личности – смысл и цель современного образования» Из Концепции ФГОС 2-го поколения

Слайд 3ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ

ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ФГОС зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.09 г. и реализуется с 01.09.11 г.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВАФГОС

Слайд 4ТЕХНОЛОГИИ:

развивающее обучение
проблемное обучение
проектная технология
ИКТ
дидактическая многомерная технология

ПОДХОДЫ:
системно-деятельностный
компетентностный
личностно-ориентированный

ФОРМЫ:
учебная исследовательская деятельность;
изготовление учебных продуктов;
работа в

системе погружения


Педагогические технологии, подходы и формы УВП по новым ФГОС

ТЕХНОЛОГИИ:развивающее обучениепроблемное обучениепроектная технологияИКТдидактическая многомерная технологияПОДХОДЫ:системно-деятельностныйкомпетентностныйличностно-ориентированныйФОРМЫ:учебная исследовательская деятельность;изготовление учебных продуктов;работа в системе погруженияПедагогические технологии, подходы и формы

Слайд 5«Великая цель образования
- не знания, а действия»
Г. Спенсер

«Великая цель образования - не знания, а действия»Г. Спенсер

Слайд 6

Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных,

предметных и личностных компонентов учебной деятельности


Как учить ?

Обновление
содержания
курса, усиление
деятельностной
составляющей

Усиление
деятельностного
аспекта
целеполагания

Расширение методических
приемов и средств обучения

Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение в структуре курса русского языка

Ради чего учить?

Чему учить ?

Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных, предметных и личностных компонентов учебной деятельностиКак

Слайд 7В рамках СДП ученик овладевает УУД
УУД – универсальные учебные действия, имеющие

надпредметный характер
В рамках СДП  ученик овладевает УУДУУД – универсальные учебные действия, имеющие надпредметный характер

Слайд 8Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию ученика
Регулятивные : обеспечивают организацию учащимся своей

учебной деятельности
Познавательные: включают общеучебные логические действия, а также действия постановки и решения проблем
Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Виды УУД:

Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию ученика Регулятивные : обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности Познавательные: включают общеучебные логические

Слайд 9Системно – деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка на основе

универсальных способов деятельности

Основная педагогическая цель –
создание и организация условий, инициирующих детское действие

Системно – деятельностный подход	Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных способов деятельностиОсновная педагогическая цель –

Слайд 10





Осознание правописания как системы правил

Совершенствование способности думать,
анализировать, аргументировать

Использование арсенала традиционных
и нетрадиционных методических
средств обучения правописанию

Активизация врождённых языковых способностей

Формирование всех видов речевой деятельности

Системно – деятельностный подход

Осознание правописания как

Слайд 11Построение урока на основе СДП
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции

от учителя к ученику
Обучение рефлексии
Использование форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающихся
Технология диалога
Формирование контрольно-оценочной
деятельности у обучающихся
Специальные приёмы осмысления учебного
материала всеми учащимися

Построение урока на основе СДПЦели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученикуОбучение рефлексииИспользование форм,

Слайд 12Построение урока на основе СДП
Оценка реального продвижения каждого ученика, поощрение и

поддержка минимальных успехов
Специальное планирование коммуникативных задач урока
Глубокое личностное воздействие «учитель-ученик»
Поощрение собственной позиции, иного мнения обучающихся
Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.


Построение урока на основе СДПОценка реального продвижения каждого ученика, поощрение и поддержка минимальных успеховСпециальное планирование коммуникативных задач

Слайд 13 активные
интерактивные
исследовательские
проектные
Методы СДП

активныеинтерактивныеисследовательскиепроектныеМетоды СДП

Слайд 14 Принципы построения обучения в СДП
Деятельности
Непрерывности
Целостности
Минимакса
Психологической комфортности
Вариативности
Творчества

Принципы построения обучения в СДП  Деятельности НепрерывностиЦелостностиМинимакса Психологической комфортности ВариативностиТворчества

Слайд 15проблемно – диалогическая
мини – исследование
проектная
технология сотрудничества
ИКТ
ТРКМ
Базовые образовательные технологии

в рамках СДП:
проблемно – диалогическаямини – исследованиепроектная технология сотрудничестваИКТТРКМБазовые образовательные технологии

Слайд 16«Жить – значит иметь проблемы, а решать их - значит расти

интеллектуально»
Дж. Гилфорд
«Жить – значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально»Дж. Гилфорд

Слайд 17Понятия
Проблемно-диалогическое обучение – это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний обучающимися

посредством диалога с учителем
Проблема - это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в определённой ситуации, средствами имеющегося знания и опыта

Понятия Проблемно-диалогическое обучение – это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний обучающимися посредством диалога с учителемПроблема - это

Слайд 18Учитель -центральная фигура в процессе обучения
Ребенок и его деятельность- главное




А.А. Леонтьев,
С.Л.

Рубинштейн,
А.М. Матюшкин и др.


Ю. К. Бабанский,
И. Я. Лернер,
М. И. Махмутов,
И. С. Якиманская

Учитель -центральная фигура в процессе обученияРебенок и его деятельность- главное 	А.А. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн,А.М. Матюшкин и др.Ю. К.

Слайд 19

Елена Леонидовна Мельникова – кандидат психологических наук, доцент кафедры общего образования

РАО

1.Психология мышления и творчества
2.Проблемное обучение
3.Учебный диалог

Елена Леонидовна Мельникова – кандидат психологических наук, доцент кафедры общего образования РАО1.Психология мышления и творчества2.Проблемное обучение3.Учебный диалог

Слайд 20Новизна
Создание организационных условий для активизации мыслительной деятельности учащихся через стимулирование

поиска недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия

Прохождение учеником четырёх звеньев научного творчества:
Формулирование проблемы
Поиск решения проблемы
Открытие субъективно нового знания
Выражение нового знания в различных формах
Новизна Создание организационных условий для активизации мыслительной деятельности учащихся через стимулирование поиска недостающих знаний для разрешения познавательного

Слайд 21Цель: Способствовать развитию всех компетенций обучающихся, их мыслительных и творческих способностей.


Задачи:
Обеспечить высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, развития УУД
Создать условия для снижения нервно-психических нагрузок за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний
Формировать активную личность, мотивированную к самообразованию, обладающую достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному решению познавательных проблем
Сроки реализации: 5 лет (2011-2016 гг)


Цель: Способствовать развитию всех компетенций обучающихся, их мыслительных и творческих способностей. Задачи:Обеспечить высокое качество усвоения знаний, эффективное

Слайд 22
ЗНАНИЕ
Структура проблемно-диалогического урока
Введение
Воспроизведение
Постановка учебной проблемы
Поиск решения
Выражение решения
Реализация продукта

ЗНАНИЕСтруктура  проблемно-диалогического урокаВведениеВоспроизведениеПостановка учебной проблемыПоиск решенияВыражение решенияРеализация продукта

Слайд 23 Проблемно-диалогические методы обучения

Проблемно-диалогические методы обучения

Слайд 24Основные методы
Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихся
Подводящий диалог развивает

речь обучающихся и логическое мышление


Основные методыПобуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихсяПодводящий диалог развивает речь обучающихся и логическое мышление

Слайд 25ДИАЛОГ
ПОСТАНОВКА
УЧЕБНОЙ
ПРОБЛЕМЫ
ПОИСК
РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
ПОБУЖДАЮЩИЙ
ПОДВОДЯЩИЙ
ученики осознают противоречие и формулируют
проблему
учитель побуждает учеников выдвинуть

и проверить гипотезы

отдельные стимулирующие реплики

система вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников

учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы

система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учеников
к формулированию нового знания

ДИАЛОГПОСТАНОВКАУЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫПОИСК РЕШЕНИЯПРОБЛЕМЫПОБУЖДАЮЩИЙПОДВОДЯЩИЙученики осознают противоречие и формулируют проблемуучитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезыотдельные стимулирующие репликисистема вопросов

Слайд 26Система вопросов для побуждающего диалога:


• Вы смогли выполнить мое задание? (Побуждение

к
осознанию противоречия)

• Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

• Так какая будет тема нашего урока? (Побуждение к
формулированию проблемы в виде темы урока)
 

Система вопросов для побуждающего диалога:• Вы смогли выполнить мое задание? (Побуждение к осознанию противоречия)• Почему это задание

Слайд 27
Постановка учебной проблемы
С удивлением
С затруднением
Столкновение мнений обучающихся
Противоречия между житейским представлением и

научным фактом
Постановка учебной проблемыС удивлениемС затруднениемСтолкновение мнений обучающихсяПротиворечия между житейским представлением и научным фактом

Слайд 28Мотивирующие приёмы
«яркое пятно»: сообщение классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но

при этом связанного с темой урока

«актуальность»: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого
Мотивирующие приёмы«яркое пятно»: сообщение классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока«актуальность»:

Слайд 29
Поиск решения
Выдвижение гипотезы
Проверка
гипотезы

Поиск решенияВыдвижение гипотезыПроверка гипотезы

Слайд 30
Типы продуктивных заданий
Формулирование
Опорный сигнал
Художественный образ
Тема
Вопросы
Символ
Схема
Таблица
Опорные слова
Метафора
Загадка
Сказка

Типы продуктивных заданийФормулированиеОпорный сигналХудожественный образТемаВопросыСимволСхемаТаблицаОпорные словаМетафораЗагадкаСказка

Слайд 31Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока
1.Отобрать минимум – новых знаний данного урока
2. Поставить

задачи урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений)
3.Спроектировать постановку проблемы
4.Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирование поиска решения.
5.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.
6.Спланировать выражение решения проблемы
7. Подготовить продуктивные задания на применение нового знания
Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока1.Отобрать минимум – новых знаний данного урока2. Поставить задачи урока – каким действиям по

Слайд 32Достижения обучающихся

Достижения обучающихся

Слайд 33Достижения обучающихся
Первое место в конкурсе электронных презентаций и видеороликов «Моя любимая

книга», проводимом ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»
Достижения обучающихсяПервое место в конкурсе электронных презентаций и видеороликов «Моя любимая книга», проводимом ГБУК «Сахалинская областная детская

Слайд 34 ИТОГИ КОНКУРСА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ "МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА"
    Оргкомитет решил:
I. В номинации

«Художественная книга»  признать победителями:
дети 10-12 лет  I место  – Виноходова Юлия, 10 лет, г. Александровск-Сахалинский, МО Городской округ «Александровск-Сахалинский район».  II место  – Туманова Ксения, 12 лет, пгт. Тымовское, МО «Тымовский городской округ». III место – Темербеков Карим, 12 лет, с. Углезаводск, МО Городской округ «Долинский».  III место – Чернова Лиза, 12 лет, пгт. Ноглики, МО «Городской округ «Ногликский»
 ИТОГИ КОНКУРСА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Слайд 35Мотивация

1 – направленность на приобретение знаний по русскому языку
2 –

широкие социальные мотивы
3 – мотивирование процессом
4 – мотивирование содержанием

Мотивация 1 – направленность на приобретение знаний по русскому языку2 – широкие социальные мотивы3 – мотивирование процессом4

Слайд 36Мониторинг качества знаний по предмету

Мониторинг качества знаний по предмету

Слайд 37Диагностика поведения обучающихся в проблемной ситуации

Диагностика поведения обучающихся в проблемной ситуации

Слайд 38Источники
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.

Ростов-на-Дону, 1970.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург, 2000.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М., 1985.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М., 1999.
Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб., 2006.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб., 2005.
Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики. Екатеринбург, 2005.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2003.
Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л.,1973.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения . М. , 1977.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.


Источники Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть