Слайд 1Технология педагогической мастерской на уроках литературы
Из опыта работы учителя
МАОУ- Мариинской СОШ №3
г.Томска
Мосуновой Н П.
Слайд 2Технология позволяет:
самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
формировать навыки самооценки, самоконтроля,
осуществлять
самостоятельную
исследовательскую
деятельность при
написании сочинений,
составлении проектов.
Слайд 3Цели использования технологии:
для творческого знакомства с личностью писателя и поэта.
для
исследовательской работы
для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.
Слайд 4Этапы работы
1. Индуктор.
2. Самоконструкция.
3. Социоконструкция.
4. Социализация.
5. Афиширование.
6. Разрыв.
7. Рефлексия.
Слайд 5 Мастерская по повести
А. С. Пушкина « Метель»
Цели:
обсудить нравственные проблемы, которые
рассматриваютсяются в повести А.С.Пушкина «Метель»;
включить в учебный
процесс каждого ученика,
развивать творческие
способности, речь,
мышление учащихся
Слайд 6Песни Г. Свиридова «Поёт зима, аукает» из контаты «Памяти С. Есенина».
-О
чём это музыкальное произведение? Что изображает эта музыка?
О зиме, о метели, о вьюге…
-А как вы думаете, почему я выбрала именно эту музыкальную композицию? Как она связана с нашим уроком?
- Потому что дома нам задано было прочитать повесть А.С.Пушкина «Метель», в которой есть описания зимы, метели…
Слайд 7
\
Индукция
В тетрадях ребята записывают слово МЕТЕЛЬ, (Можно буквами, можно рисунком. Используя
цветные карандаши, фломастеры, краски, изобразите это слово)
-Какого цвета будет ваше слово? Почему?
«Афиширование» работ.
Я представляю холод, снег, снежинки, ветер, свист, вьюга, мороз…
Слайд 8
Чтение учащимися стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы».
-
Давайте дополним свои ассоциации пушкинскими. Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились и запомнились из стихотворений. Допишите их к своим ассоциациям.
- Снег летучий, мчатся тучи, ночь мутна, вьюга злится, мутно небо, вихри снежные…
Слайд 9Роль метели в повести
Маша
Владимир
Бурмин
Постарайтесь найти в тексте и выписать
слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев с метелью. Считайте метель полноправным героем.
Слайд 10«Взаимоотношения» каждого из героев с метелью
Слайд 11Судьба
-Что такое судьба? Как вы понимаете это слово?
- Это то, что
происходит у нас в жизни.
Это то, что не зависит от нас, от нашей воли.
Слайд 12
Анализ эпиграфа.
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден
одинокой.
* * *
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы…
В.Жуковский
Слайд 13А теперь выясним, как Судьба
распорядилась жизнью героев
пушкинской «Метели»
За что наказаны молодые герои?
Почему Маша названа в повести «молодой преступницей»?
За что прощает судьба Бурмина и Машу?
Слайд 14
Социализация
Выберите слова, которые могут быть ключевыми для разговора или
сочинения по этой повести. Запишите их
О любви, о метели,
о судьбе, о почитании
старших,
о предзнаменовании…
Слайд 15Рефлексия
Я узнал… явление природы может быть героем повести
Было легко… описать метель, понять, что она является полноправным героем повести
Я удивился… непредсказуемому финалу
Было трудно…
Какое открытие сделал…
Слайд 16Современный урок литературы должен включать в себя:
диалог идей (сталкивание разных точек
зрения на вечные проблемы бытия);
диалог культур (прослеживание связи литературы с другими видами искусства);
диалог людей (общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого – глубокое личностное осмысление произведения);
диалог с самим собой (рефлексия ученика).
Слайд 17 Благодарю за внимание
и за сотрудничество!
Успешного завершения
учебного года!