Презентация, доклад по теме Чередование гласных в корне

Цели урока:выяснить условие написания изучаемых корней;научить владеть способом выбора о/ а в -лаг- – -лож-;развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;совершенствовать навыки правописания;развивать орфографическую зоркость;обогащать словарный запас;воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

Слайд 1Тема урока:
Буквы о/а в корне -лаг- – -лож-

Тема урока: Буквы о/а в корне -лаг- – -лож-

Слайд 2Цели урока:
выяснить условие написания изучаемых корней;
научить владеть способом выбора о/ а

в -лаг- – -лож-;
развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;
совершенствовать навыки правописания;
развивать орфографическую зоркость;
обогащать словарный запас;
воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

Цели урока:выяснить условие написания изучаемых корней;научить владеть способом выбора о/ а в -лаг- – -лож-;развивать образное и

Слайд 3Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.
Запишите предложение и найдите главные члены

предложения. Дайте характеристику предложения.
Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.
3. Выполните его морфемный разбор.
4. Замените слово располагался другими глаголами с корнем -лож-.
Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.Запишите предложение и найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложения. Найдите в

Слайд 4Постановка учебной задачи
Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Как вы

полагаете, когда в корне слова мы будем писать гласную а, когда – о? Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
Постановка учебной задачи Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Как вы полагаете, когда в корне слова

Слайд 5От данных глаголов суффиксальным способом образуйте новые слова. К какой части

речи они относятся?

а) Излагать –
б) предлагать –
в) располагать –
г) слагать –
д) прилагать –

От данных глаголов суффиксальным способом образуйте новые слова. К какой части речи они относятся?а) Излагать 		– 	б)

Слайд 6Сформулируйте правило написания корней –лаг-, -лож-.
а) Излагать – изложение;
б) предлагать

– предложение;
в) располагать – расположение;
г) слагать – сложение;
д) прилагать – приложение.
Сформулируйте правило написания корней –лаг-, -лож-. а) Излагать 		– 	изложение;б) предлагать 	– 	предложение;в) располагать 	– 	расположение;г) слагать

Слайд 7Запомним!
В корнях -лаг- – -лож- пишется о, если в корне есть

буква ж; пишется а, если в корне есть буква г. Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. Исключение (в безударном положении): полог.
В русском языке нет глаголов с корнем -лаг- (-лож-) без приставок. Исключением является глагол ложиться.
Запомним!В корнях -лаг- – -лож- пишется о, если в корне есть буква ж; пишется а, если в

Слайд 8Примеры
Век тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты

воротись,
Не горюй и спать ложись.
(А.Пушкин)

Все запомнили давно:
Перед ж мы пишем о.
Забывать никак нельзя:
Перед г мы пишем а.
Полагать и положить.
Слово полог – исключенье,
Никакого в том сомненья.

Примеры Век тебя я не забуду:Ты найдешь меня повсюду,А теперь ты воротись,Не горюй и спать ложись.			(А.Пушкин)Все запомнили

Слайд 9Тренировочные упражнения
Задание. Замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне

-лаг- – -лож-:
а) название одного из чисел при сложении;
б) часть речи, обозначающая признак предмета;
в) основной объект изучения синтаксиса;
г) высказать догадку, суждение;
д) синоним к слову складывать;
е) то, что предложено, предлагается;
ж) устроиться где-нибудь на отдых.
Тренировочные упражнения Задание. Замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне -лаг- – -лож-:а) название одного

Слайд 10Развитие речи
Раскройте смысл пословиц:
Не сиди сл_жа руки – так не будет

скуки.
Если сл_жить все ошибки умного, получится гора.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил_жу.
Отработав, что пол_гается, съешь, что причитается
Развитие речиРаскройте смысл пословиц:Не сиди сл_жа руки – так не будет скуки.Если сл_жить все ошибки умного, получится

Слайд 11Работа по группам
1 группа
2 группа
3 группа

Работа по группам1 группа 2 группа3 группа

Слайд 12Итоги урока
Что нового вы узнали на уроке?
Когда в корне пишется о,

а когда – а? Приведите примеры.
Итоги урокаЧто нового вы узнали на уроке?Когда в корне пишется о, а когда – а? Приведите примеры.

Слайд 13Домашнее задание. «Кто больше?»
Запишите словарный диктант из слов с данной орфограммой.
Выполните

упражнение
Подобрать пословицы со словами, в корне которых чередуются гласные.
Домашнее задание. «Кто больше?» Запишите словарный диктант из слов с данной орфограммой.Выполните упражнение Подобрать пословицы со словами,

Слайд 14Желаю успехов

Желаю успехов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть