Слайд 2ПРИЗНАКИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
особая композиция;
сказочные сюжеты;
троекратное повторение;
положительные и отрицательные герои;
сверхъестественные силы, помощники,
магические предметы ;
чудесные превращения;
“сказочный” язык;
добро побеждает зло.
Слайд 3Сюжет волшебных сказок
1. Исходное существование запрета.
Герои нарушают запрет.
Последствия
нарушения. (Возмездие неизбежно).
Поиск спасительной магии.
Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.
Добрые герои борются со злыми.
Герою приходят на помощь животные.
Спасение.
Герой возвращается домой с наградой.
Слайд 4Присказка и зачин
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.
Слайд 5зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых
полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Слайд 7Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил,
по усам текло, а в рот не попало.
А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Слайд 8Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал
её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Слайд 9Постоянные эпитеты
Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук –
тугой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая.
Постель -пуховая
Молодец – ?
Девица – ?
Травушка – ?
Антитеза (противопоставление) – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.
Гипербола (преувеличение) – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт
Слайд 10Рифма – Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей
сидит за столом, пишет пером.
“Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...”
Синонимы – Не бросай меня , товарищ, друг, не покинь.
Сравнения – Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.
Слайд 11Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции – “На столбу
написано: “В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать”;
“Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули – морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье”.
Слайд 12Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Выше леса
стоячего, ниже облака ходячего.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Много ли, мало ли времени…
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
Инверсия (обратный порядок слов в предложении) – “Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…” “Собрался народ честной да зверь лесной”.