Слайд 1 Внеклассное занятие:
«Архаизмы и историзмы»
в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
Выполнила: учительница
русского языка
и литературы
Максимова А.И.
»
Слайд 2Тема урока: «Устаревшие слова - архаизмы и историзмы в сказке С.Т.Аксакова
«Аленький цветочек».
Цель урока:
Целью урока является изучение темы "Устаревшие слова - историзмы и архаизмы в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Ознакомить детей с жизнью и творчеством писателя.
Задачи урока:
1) Развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение
2) Проанализировать устаревшие слова, разделить на архаизмы и историзмы.
3) Составить словарь устаревших слов, используемых в сказке
4) Выделить среди них историзмы и архаизмы
5) Уметь понять значение устаревших слов
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать любовь и уважение к родному языку
Слайд 3
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия
в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: презентация.
Объект исследования:
Объектом данного исследования является анализ условий "Устаревшие слова - историзмы и архаизмы« в сказке «Аленький цветочек».
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Устаревшие слова - историзмы и архаизмы".
Могут использоваться в качестве практического материала на уроках.
Слайд 4Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)
-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет
сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)
Давайте попытаемся ответить на вопрос:
-Чему учит сказка?
(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла)
ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.
Слайд 5Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября) 1791 г. в
Уфе в среднепоместной дворянской семье.
Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, классика языка.
Слайд 12В толковом словаре В, И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета
,
называемого людьми «алый»:ясный, чистый цвет, резко, отличающийся от
окружающих; присущий молодости, полный силы - «Алеет, поколе молодеет».
Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их.
В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной
сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее
речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.
По мотивам сказки С Т. Аксакова созданы: мультфильм,
художественный фильм, песня.
Как называют цветок в этой песне? (Мечта)
Личностные УУД: кому на уроке было интересно и понятно
пусть возьмет лепесток от волшебного цветка и прикрепит магнитом к доске
-Запишите на лепестке самую заветную свою мечту. Надеемся, что она исполнится
Прикрепите к доске с помощью магнита.
–Помните, что аленький цветок приносит удачу только смелым
добрым людям. Прочитав сказку мы убеждаемся в том, что
часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и
самозабвение, доброта и духовная сила, которое способно почувствовать только
доброе и открытое сердце.
Словарно – лексическая работа
Слайд 13Устаревшие слова в сказке
«Аленький цветочек»
В неким - в некотором
Без
сумления - без сомнения, без опасения
Венути - повеять, подуть (историзм)
В неким - в некотором
Втридорога – дороже (историзм)
Втридешева – дешево (историзм)
Девушка сенная – служанка (историзм)
Дожидатися – дожидаться (архаизм)
Дороженька – дорога
Слайд 14Кавалеры ратные - офицеры, военачальники
Камка - шелковая цветная ткань с
узорами
Камениев – камней (историзм)
Края заморские – края далекие
Краше – красивее
Карамзиным сукном
Кофей – кофе (архаизм)
Казна – деньги (историзм)
Опасаючись – не боясь (историзм)
Оставатися – оставаться
Опочивальня – спальня (архаизм)
Слайд 15Пялец – пяльца (историзм)
Почивать – спать (архаизм)
Послушати – послушать
Повести -
завести
Привиделось – показалось
Прыскучий - стремительный, быстрый
Питья медвяные - напитки, приготовленные на меду
Почитай вплоть до вечера – почти до самого вечера
Полог - занавески, покрывало
Парчовая - сделанная из шелковой материи, затканной золотыми и серебряными нитями
Почитай вплоть до вечера – почти до самого вечера
Слайд 16Рехнуться - сойти с ума
Растерзают – убьют
Ровно все померло - то есть как будто всё умерло
Середович - человек средних лет (историзм)
Тувалет - туалет, зеркало (историзм)
Скарб – вещи, имущество
Скатерть бранная – скатерть, вытканная узорами
Светлехонько – светло
Смолкаючи – не останавливаясь
Свита – войско (историзм)
Сумления – смущения
Сердешное – сердечное
Словеса – слова (историзм)
Тувалет - туалет, зеркало (историзм)
Слайд 17Урочный час - время. на которое что-либо назначено
Утешатися – утешаться (архаизм)
Убоюся
– побоюсь
Хранить паче зеницы ока – беречь, хранить что-либо больше, чем глаза
Ходючи – ходить (историзм)
Хотением – желанием
Чертог - пышное, великолепное здание (историзм)
Челядь – слуги (историзм)
Червонного - золотого (историзм)
Ширинка - широкое полотенце (историзм)
Слайд 18Итог урока
-Что делали на уроке?
-Что понравилось? Что запомнилось?
XV. Выставление оценок
XVI.
Д/з:
XV. Выставление оценок
XVI. Д/з:
нарисовать эпизод сказки
подготовить пересказ понравившегося отрывка
сочинить свою сказку в которой добро побеждает
Слайд 19КАЗНА ж. наличные деньги, особ. звонкая монета в количестве; || государевы
или государственые суммы, богатства, доходы, имущества; || та часть огневых орудий, куда кладется заряд; || ряз. тамб. казенка, голбец; || перм. сросток на веревке, срощеное место, срост, сплесень. У него казны много. Доставай мошну, вытряхай казну! Крепко царство казною, казна (т. е. деньги) воюет, а сума горюет. У серого армяка казна толста, а синий армяк мот. Казна с голоду не уморит, да и досыта не накормит. Казны бойся. Казна первый обидчик. На казне нечто возьмешь. На казну нет суда. На казнь не сыщешь. С казною судиться, своим поступиться. С казною судиться, что махалке с ветром тягаться, куда дунет, туда ее и повернет. Поучил казну подрядчик (на торгах), доканала ж и казна подрядчика, уплатой. Казна шатущая корова: не доит ее ленивый. Тащи из казны, что с пожару. Казна миром живет, и мир казной. Казна не убогая вдова: ее не оберешь. Сиди на печи: царь казны пришлет! Казна шубная, пушная, стар. государев меховой склад. Казна белая, стар. бельевая, полотна, камчатные ткани, скатерти и пр. Казначей, чиновник, служитель, заведующий деньгами, приходом и расходом, наличностью.
Слайд 20 Казна́ — средства бюджета и иная государственная собственность, нераспределенные между государственными
предприятиями и учреждениями и принадлежащие государству (либо публичному образованию или институту) на праве собственности.
В Российской Федерации ныне различают казну Российской Федерации, казну каждого из субъектов Федерации, а также казну муниципальных образований.
Российской Федерации выделяют следующие составные части[источник не указан 178 дней]:
средства федерального бюджета;
средства Резервного фонда РФ и ФНБ России;
средства иных федеральных бюджетных фондов РФ;
Алмазный фонд РФ;
Росрезерв.
Учёт операций со средствами казны организует и ведет Федеральное Казначейство России.
[править]
История и этимология
Слайд 21РЕХНУТЬСЯ.
Глагол рехнуться 'тронуться, сойти с ума' — имеет соответствие в
болгарск. рѣхамъ се — «блуждаю, скитаюсь». Сопоставляя этот глагол с герм. risan (в гт. urreisan, urraisjan, двн. risan, дp. — aв. risa) — «двигаться, особенно снизу вверх и наоборот», т. е. «восходить, падать», Г. А. Ильинский писал: «В центре значения глагола rĕchatisę, лежало, стало быть, понятие ”тронуться, двинуться с места“, — откуда — в переносном значении — ”сойти с ума“... Назализованная низшая ступень корня *reis *rins *res сохранилась, по всей вероятности, в ф. ряхнуться ”тронуться, сойти с ума“ (ряхнуться вместо ожидаемого ряснуться под влиянием рѣ хаться)»
(Ильинский, Слав. этимол., с. 240—241).
Слайд 22Чело,уста, очи, выя, долонь, ланиты,перст,десница
Слайд 23Выпишите слова в два столбца «историзмы», «архаизмы»
Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан,
рыбарь, кольчуга, ветрило, царица,брег, крепостной.