Слайд 1 МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ ЧТЕНИЯ
Слайд 2Задачи обучения чтению
♦ выработка у детей полноценного навыка чтения, включающего в
себя правильность , беглость, выразительность и сознательность чтения;
♦ воспитание нравственно – этических норм поведения и развитие эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта;
♦ формирование коммуникативных умений обучающихся;
♦ коррекция недостатков сенсорной, речевой когнитивной сфер детей.
Слайд 3Для выработки полноценного навыка чтения учитель делает упор на правильность, беглость,
выразительность и сознательность чтения.
Слайд 4Правильное чтение
Это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного
ударения в них.
Слайд 5Задачи речевой зарядки
-установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов
и слов;
- дифференциация сходных единиц чтения;
-закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально;
-слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Слайд 6Приемы, помогающие сохранить интерес детей к чтению
- чтение «по цепочке»
(предложения текста прочитываются поочередно);
- чтение абзацами (учитель называет ученика, который будет читать);
- чтение «с эстафетой» (сами дети называют одноклассника, который продолжит чтение);
- выборочное чтение.
Слайд 7Приемы наблюдения
- медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), когда
обучающиеся имеют возможность следить по книге;
- комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми ставится задача вовремя включиться в хоровое чтение;
- сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором.
- контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок. (1-2 предложения)
Слайд 8Игры
«Слог потерялся», «Буква потерялась».
На доске записываются слова из текста с
пропущенной буквой или слогом. Обучающиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква или слог потерян. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово.
Слайд 9Игры
«Кто самый внимательный?»
Ученики читают на карточках пары слов, различающихся 1-2
буквами, их количеством, расположением буквенных знаков (зима-земля, потемнело –потеплело) дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.
«Шепни на ушко».
На доске записываются слова и закрываются полосками бумаги. Полоски снимаются поочередно на короткий промежуток времени и возвращаются на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали.
Слайд 11Игры
«Бегущая лента».
Слова записываются на полоске бумаге. Лента постепенно разворачивается. Школьники
должны успеть прочитать и запомнить слова (не более 2-3):
готов-готовил-приготовил.
Слайд 12Игры
«Фотоаппарат».
Учащиеся прочитывают на карточке слова, сходные по звуковому составу. Карточка
убирается, дети воспроизводят то, что «сфотографировали» глазами. Например, зайчик-заинька,
лыжи-ложись.
Слайд 13Беглость чтения
Это такой темп, который характерен для разговорной речи и при
котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Слайд 14Задания при повторном чтении
чтение по абзацам,
чтение с «эстафетой»,
выборочное чтение,
деление текста на части,
подбора заглавий к частям,
выявление характерных черт героя.
к старшим классам увеличивается доля упражнений в чтении про себя.
Слайд 15Упражнения для развития умения читать про себя
читай и ответь на
вопрос, записанный на доске ( вопрос задается к определенному отрывку текста и не повторяет заданий, которые отрабатывались при коллективном анализе текста);
читай и отметь незнакомые тебе слова, спроси об их значении;
читай про себя в течение 1 минуты, посчитай, сколько слов за это время ты успел прочитать, какое количество слов ты прочитал вчера за это же время;
Слайд 16Методика работы в период разминки
Учащимся дается задание читать про себя
тексты на карточках.
После окончания молчаливого чтения учитель вызывает 1-2 человек для чтения вслух своего текста с учетом времени , равной 1 минуте.
По прочитанному учеником тексту речевой разминки учитель задает классу вопрос, чтобы убедиться в том, как школьники поняли содержание текста, а также для того, чтобы обеспечить внимание детей к содержанию нового для них рассказа, который читает их товарищ . По мере овладения навыком работы с текстами на карточках обязанность задавать вопросы переходит к самим читающим.
класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильность и выразительность чтения, точности подготовленного вопроса.
Слайд 17Выразительность чтения
Такое качество, при котором с помощью различных средств интонации наиболее
полно передается эмоциональное и
смысловое
содержание
произведения.
Слайд 18Этапы формирования выразительности чтения
1-й – подготовительный. Идет работа по развитию выразительности
речи, исправляются недостатки ее технической стороны.
2-й – основной. Начинается работа над выразительностью самого навыка чтения.
Слайд 19Виды и приемы работы на
1 этапе
Отчетливое произнесение звуков, слогов,
слов, чистоговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики
Хоровое чтение – для отработки умения регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя. (физкультминутки с речевым сопровождением)
Отраженное воспроизведение вслед за учителем прочитанных предложений.
Драматизация текста.
Специальные упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (чтение по ролям, работа над логическими паузами)
Слайд 20Осознанность чтения
Это основное качество чтения. Оно связано с пониманием значений слов
и смысла предложений, входящих в текст, с правильным установлением смысловых отношений внутри отдельных частей текста и между его частями; с осознанием
основной мысли
художественного
произведения.