идей и психологию. Его творчество с самого начала (с момента появления в списках стихотворения «Смерть Поэта», 1837) вышло за рамки искусства, вызвав острый общественный интерес. А.И.Герцен, относивший Лермонтова к последе-кабристской оппозиции, заметил в 1851 г.: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, — она пробивается во всех его стихотворениях. То не была отвлеченная мысль, стремившая украситься цветами поэзии, нет, рефлексия Лермонтова — это его поэзия, его мучение, его сила».
Современники увидели в Лермонтове достойного преемника Пушкина и в то же время обнаружили различия между двумя крупнейшими поэтами, прежде всего психологические и творческие. Пушкинское стремление к «союзу высоких звуков, чувств и дум», к словесной гармонии было чуждо Лермонтову. Его поэтическое слово — скептическое, вопрошающее, бурно протестующее. Интонации лермонтовских произведений — нервные, пульсирующие, отражающие перебои ритма беспокойного сердца романтического поэта. Классические литературные темы в произведениях Лермонтова парадоксально переосмыслены, словно дерзкий, попирающий авторитеты и устоявшиеся мнения юноша-поэт решил дать бой всем традиционным представлениям о жизненных ценностях, нравственных нормах, общественных «приличиях» и религиозных святынях.
В стихотворениях, поэмах и в прозе Лермонтова заявил о себе «странный», «демонический» человек, разрушивший привычные представления о любви к женщине, о дружбе, о человеческих отношениях, об обществе и мироздании. Поэзия трагических диссонансов сменила характерное для долермонтовской поэзии стремление к гармонизации отношений человека с миром. Разрабатывая проблему современной личности, Лермонтов вел литературный спор с предшественниками и современниками. Он утверждал свою концепцию человека и, в конечном счете, свое понимание эпохи. Отметим, что писатель проявлял настойчивость в этом споре, несмотря на упреки в безнравственности, отсутствии идеалов, раздававшиеся в адрес его произведений (в том числе из «высочайших» уст — самого царя). Вот почему и раннюю лирику Лермонтова (стихотворения, написанные в конце 1820-х — начале 1830-х гг.), и зрелые его произведения, созданные в последние годы жизни, объединяет устойчивый комплекс тем и мотивов. Это как бы колонны, которые держат весь художественный мир Лермонтова. По мнению писателя (см., например, предисловие к роману «Герой нашего времени»), он отражал в своих произведениях то, что объективно существовало в самой действительности.
Творческий путь