Слайд 1В удивительном мире русской литературы
19 века
Урок обобщения и контроля
Слайд 2Цели урока:
Систематизировать и проверить знания обучающихся по разделу «Произведения русских писателей
19 века.
Приобщать к русской классической литературе.
Формировать навыки самоконтроля.
Слайд 31 отборочный тур «Знаете ли вы писателей 19 века и их
произведения?»
Задание 1. «Кто это?»
Назовите имена и фамилии писателей и поэтов 19 века. Запишите их.
Слайд 4«Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века.
1
2
Слайд 5«Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века.
3
4
Слайд 6«Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века.
5
6
Слайд 7«Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века.
7
8
Слайд 8«Кто это?» Проверь себя.
1. А. С. Пушкин
2. М. Ю. Лермонтов
3. Н.
В. Гоголь
4. И. С. Тургенев
5. Н. А. Некрасов
6. М. Е. Салтыков –Щедрин
7. Л. Н. Толстой
8. А. П. Чехов
Слайд 91 отборочный тур « Знаете ли вы писателей и поэтов 19
века и их произведения?»
Задание 2. «Кто автор этого произведения?»
Укажите автора каждого произведения с помощью стрелок.
(Работа с карточками).
Слайд 10«Кто автор этого произведения?» Проверь себя.
А. С. Пушкин - «Капитанская дочка»
М. Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь - «Мертвые души»
И. С. Тургенев – «Бежин луг»
А. Н. Некрасов – «Русские женщины»
М. Е. Салтыков-Щедрин – «Дикий помещик»
Л. Н. Толстой - «Детство»
А. П.Чехов – « Хамелеон»
Слайд 11Дополнительное задание
Назовите авторов произведений:
«Отцы и дети»
«Война и мир»
«Вишнёвый сад»
Слайд 12Игра «Угадай слово»
Назовите фамилию автора, который родился в 19 веке, был
знаком с А. П. Чеховым, встречался с Л. Н. Толстым, прожил до середины 20 века, писал рассказы и стихи.
Слайд 13Игра «Угадай слово»
Назовите фамилию автора, который родился в 19 веке, был
знаком с А. П. Чеховым, встречался с Л. Н. Толстым, прожил до середины 20 века, писал рассказы и стихи.
Б
У
Н
И
Н
Слайд 14Иван Алексеевич Бунин
« Я поэт и больше поэт, чем писатель, я
главным образом поэт».
Слайд 15А. Блок о И.А. Бунине:
« Так знать и любить природу, как
умеет Бунин,- мало кто умеет»
Слайд 16Стихотворение И. Бунина «Вечер»
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду.
Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Слайд 172 отборочный тур. Задание 1. Кроссворд. « Узнай литературного
Слайд 18 « Узнай литературного героя»
«Острижен по последней моде;
Как
dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет»?
Слайд 19« Узнай литературного героя»
2. «Первому, старшему изо всех, …, вы
бы дали лет четырнадцать. Это был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал , по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы»
Слайд 20« Узнай литературного героя»
3. «…делал змея из географической карты.»
Слайд 21« Узнай литературного героя»
4. «Он был среднего роста: стройный, тонкий стан
его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата…»
Слайд 22« Узнай литературного героя»
5. «Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее,
всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы».
Слайд 242 отборочный тур.
« Узнай литературного героя».
Задание 2.
Кому из литературных героев принадлежат эти вещи?
1
2
3
4
5
Слайд 25Проверь себя.
«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели
и с узелком в руке».
Слайд 26Проверь себя.
«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем
каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
Слайд 27Проверь себя.
«… вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой!
выпала люлька с табаком…» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, и в походах, и дома».
Слайд 28Проверь себя.
« И был тот помещик глупый. Читал газету «Весть», тело
имел мягкое, белое и рассыпчатое».
Слайд 29Проверь себя.
«А купец Воротилов … под самый Трезоркин праздник купил совсем
новую, на диво выкованную цепь и сюрпризом приклеил её к Трезоркину ошейнику. Лай, Трезорка, лай!»
Слайд 30Дополнительное задание
Объясните понятие «литературный герой».
Какое значение ещё имеет слово «герой»?
Кого можно
назвать и литературным героем, и настоящим героем?
Слайд 31Игра «Угадай слово»
Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена жёнам декабристов. Об одной
из них, княгине Трубецкой, мы читали. А кому посвящена вторая часть поэмы Некрасова?. Назовите фамилию этой княгини.
Слайд 333 отборочный тур
«Узнайте иллюстрации»
К какому произведению относятся эти иллюстрации и
репродукции картин?
Слайд 34К какому произведению эта иллюстрация ?
Слайд 35К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?
Слайд 36К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?
Слайд 37К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?»
Слайд 38К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?
Слайд 39К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?
Слайд 40К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?
Слайд 41К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?
Слайд 42Проверь себя.
Н.А.Некрасов. «На Волге»
М.Ю.Лермонтов. «Бородино»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил».
И.С.Тургенев «Муму»
А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
И. С. Тургенев «Бежин луг»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Слайд 43Дополнительное задание.
Читая рассказы А. П. Чехова и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
мы смеялись.
А каким бывает смех?
Продолжите предложение:
Добрый смех – это…
Злой смех – это …
Слайд 44Игра «Угадай слово»
Назовите
автора
иллюстрации
к рассказу
А. П. Чехова
«Хамелеон»
Слайд 45Игра «Угадай слово»
Так назвали свой необычный творческий коллектив, сложившийся
ещё в годы обучения в художественном вузе
Михаил Васильевич Куприянов
Порфирий Никитич Крылов,
Николай Александрович Соколов
Слайд 48 Финальная игра «Угадай слово»
Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или
поэта, являющегося образцом в литературе?
Слайд 49Финальная игра «Угадай слово»
Значение слова можно найти в
Толковом словаре.
Слайд 51Задание на дом:
Написать мини-сочинение «Хочу сказать «спасибо» …»
(Какому
писателю или поэту 19 века и за что?)
Оформить работу творчески.
Слайд 52
Из биографии писателей XIX в. 30
При его имени «тотчас осеняет
мысль о национальном русском поэте». Это солнце русской классической литературы. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого», Особую роль в его жизни сыграла знаменитая няня Арина Родионовна» С двенадцатилетнего возраста учился в Царскосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант.
Слайд 53
С раннего возраста он познал горечь расставанья, потеряв в младенчестве мать,
не мог общаться с отцом. Его воспитывала любящая бабушка в своем имении Тарханы. Ребенком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Большой патриот, мечтающий о свободе и счастье своего народа. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. Жизнь его была мгновенна, ослепительна и коротка, как молния. Поэтическое наследие поражает глубиной философских размышлений и трагическим мироощущением.
Слайд 54
Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна,
капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Свое творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права.
Слайд 55
Родился в семье бедного армейского офицера. Получил главное наследство отца -
солдатский сундучок с книгами. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Пробовал себя в драматургии, но прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Автор более двухсот басен. Имя его при жизни становится известным.
Слайд 56
Произведения этого писателя проникнуты искрометным юмором, истинной народностью. Родился на Украине
в Полтавской губернии, прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение А.С. Пушкина окончательно убедило его в том, что его призвание - литература. Заядлый театрал и замечательный актер, он проявил свой талант и в драматургии.