Слайд 1Михаил Афанасьевич Булгаков 1891-1940, русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.
Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Слайд 2В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил
на медицинский факультет Киевского университета
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики[6]. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — снова в белых Вооружённых Силах Юга России.
Слайд 3В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву
и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей.
Слайд 4С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса
«Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса приглянулась самому И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш»
Слайд 5Повесть «Собачье сердце» (1925 год), уже не была пропущена в печать
и была напечатана в России лишь в годы перестройки, в 1987 году.
Слайд 6В повести «Собачье сердце» с изящнейшим мастерством и талантом раскрыта тема
абсурдной дисгармонии, которая имела место исключительно из-за вмешательства человека в вечные законы природы. Главный герой повести, профессор Преображенский, проводя медицинский эксперимент, пересаживает орган погибшего в пьяной драке «пролетария» Чугункина бродячему псу. Рискованный хирургический эксперимент профессора — намек на «смелый социальный эксперимент», происходящий в России.
Слайд 7В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала
его третьей, последней женой в 1932 году.
Слайд 8В конце 1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В начале 1930-х
на сцене МХАТа шла только его инсценировка Мертвых душ Гоголя; пьеса о Мольере Кабала святош (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не публиковались. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами .
Слайд 9Роман «Мастер и Маргарита» является центральным произведением всего творчества М.А. Булгакова.
Данный роман имеет интереснейшую художественную структуру. Действие романа разворачивается в трех сюжетных линиях. Это и реалистический мир московской жизни, и Ершалаимский мир, переносящий читателя в далекие события и времена, а также фантастический мир Воланда и всей его свиты.
Слайд 13Жанровое своеобразие романа:
социально-философский, фантастический, сатирический роман в романе.
Слайд 14Сатира в романе «Мастер и Маргарита»
Жизнь московских обывателей в
романе описывается автором крайне сатирически. Здесь нечистая сила наказывает карьеристов, хапуг, комбинаторов. Они «пышно расцвели», пользуясь благами «здоровой почвы советского общества. Сатирическое изображение деятелей культуры основывается на том, что их сильно завышенное самомнение совершено не соответствует их творческим достижениям.
Слайд 15Философский смысл романа «Мастер и Маргарита»
Сцены из античной эпохи переплетаются с
описанием советской действительности. Из взаимоотношений прокуратора Иудеи Понтия Пилата, всесильного наместника Рима, и нищего проповедника Иешуа Га-Ноцри выявляется философское и нравственное содержание данного произведения Булгакова. Именно в столкновениях этих героев автор и видит яркое проявление единоборства идей зла и добра.
Слайд 16Герои романа
«Мастер и Маргарита»
Слайд 17Мастер и Маргарита
Центральной сюжетной линией романа является линия Мастера и
Маргариты. Не случайно эти образы подчеркивает само название романа.
Слайд 20Князь тьмы
Кто он?
«Палач порока»?
«Карающий меч в руках правосудия»?
Слайд 24Иешуа га Ноцри - бродячий философ, верящий, что каждый человек добр,
и не будет на свете в скором времени никакой власти, кроме божьей.
Слайд 25 Этот человек — Иешуа убежден, что злых людей нет на
свете, есть только люди “несчастливые”.
Слайд 26В 2005 году вышел десятисерийный художественный фильм «Мастер и Маргарита». Главный
режиссер фильма - Владимир Бортко.
Слайд 28Спасибо за внимание
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Красногвардейской вечерней школы
Абибуллаева З.А.