Слайд 1Н.В. Гоголь –
жизнь и творчество
Лекция
Слайд 2План:
«Я всю жизнь свою обрек благу» Н.В. Гоголь – вехи жизни
и творчества
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтика
«Миргород – крупный шаг в художественном развитии Гоголя.
Повесть «Тарас Бульба» как историческая народно-героическая эпопея.
«Петербургские повести» Гоголя как цикл.
«Ревизор» Гоголя – «истинно общественная комедия».
Слайд 3Литература:
Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. I-V. М., 1892-1897.
Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. М., Изд-во АН СССР, 1960.
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., ГИХЛ, 1959.
Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь. М., ГИХЛ. 1959.
Степанов Н. Л. Гоголь. М., Молодая гвардия, ЖЗЛ, 1961.
Xpапчeнко М. Б. Творчество Н. В. Гоголя. М., Сов. писатель, 1959.
Слайд 4Николай Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке
Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Он происходил из старинного украинского казацкого рода.
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777-1825), умер, когда сыну было 15 лет. Полагают, что сценическая деятельность отца, который был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра на украинском языке, определила интересы будущего писателя - у Гоголя рано проявился интерес к театру.
Жизнь его шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малорусских повестей Гоголя. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.
Слайд 5Мать писателя, М.И. Гоголь-Яновская, урожд. Косяровская
Марья Ивановна женщина необыкновенная…Она вся исполнена
самоотвержения и тихой любви к своим детям; она отдала им своё сердце и сама не только не имеет воли, но даже своих желаний; по крайней мере не показывает их. Сына любит она более всего на свете…
Аксаков С.Т. «История моего знакомства с Гоголем»
Слайд 6Отец писателя, В.А. Гоголь-Яновский.
Василий Афанасьевич Гоголь, отец поэта, обладал даром рассказывать
занимательно, о чем бы ему не вздумалось, и приправлял свои рассказы врожденным малороссийским комизмом…Его небольшое наследственное село Васильевка или, как оно называлось исстари, Яновщина, сделалось центром общественности всего околотка. Гостеприимство, ум и редкий комизм хозяина привлекали туда близких и далеких соседей.
Кулиш П.А., первый биограф писателя
Слайд 7Дом в Васильевке.
Рис. Н. Ярошенко, 2-я половина XIX века
Слайд 8Нежин. Гимназия высших наук.
Литография 1830-х гг. Здесь в 1821-1828 гг.
учился Н.В. Гоголь
…Как тяжело быть зарыту вместе с созданьями низкой неизвестности в безмолвие мертвое! Ты знаешь всех наших существователей, всех, населивших Нежин. Они задавили корою своей земности, ничтожного самодоволия высокое назначение человека и между этими существователями я должен пресмыкаться…
Н.В. Гоголь – Г.И. Высоцкому,
товарищу по гимназии. 25 июня 1827 г.
Слайд 9Н.В. Гоголь. Автолитография А.Г. Венецианова, 1834 г.
…Наружный вид Гоголя был тогда
совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко постриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу; нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое, в платье Гоголя приметна была претензия на щегольство, у меня осталось в памяти, что на нем был пестрый светлый жилет с большой цепочкой…
Аксаков С.Т. «История моего знакомства с Гоголем»
Слайд 10«В первый раз Гоголь был введен в круг литераторов, как автор
«Вечеров на хуторе» 19 февраля 1832 года на неизвестном обеде А.Ф. Смирдина, по случаю перенесения его книжного магазина от синего моста на Невский проспект. Гости подарили хозяина разными пьесами, составившими альманах «Новоселье», в котором помещена и гоголева «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Кулиш П.А.
Слайд 11«Вечера на хуторе близ Диканьки»
1830 год в «Отечественных записках» напечатана (без
подписи) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала»
Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все что народ может иметь оригинального, типического – все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя. Это была юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…
Белинский В.Г.
Слайд 12Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.
А.С. Пушкин –А.Ф. Воейкову.
3 октября 1831 года
Слайд 13«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»
Слайд 14«Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и
девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали…»
Слайд 151835 вышли «Арабески» и «Миргород».
«Арабески» и «Миргород» носят на себе все
признаки зреющего таланта. В них меньше этого упоения, это лирического разгула, но больше глубины и верности в изображении жизни…
Белинский В.Г.
Слайд 16«Тара́с Бу́льба»
Повесть входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть
опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, переработанная редакция
Слайд 17«Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа,
если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип!
Белинский В.Г.
Слайд 18«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
«Я тебя породил, я тебя и
убью!»
«А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!»
«Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего».
«Есть ещё порох в пороховницах?!»
«Нет уз святее товарищества!»
«Терпи, козак, — атаман будешь!»
«Добре, сынку, добре!»
«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Слайд 191835 год написан «Ревизор»
Основной сюжет «Ревизора», как и сюжет «Мёртвых душ»,
был сообщён Гоголю Пушкиным.
Но в том и другом случае всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.
Слайд 20К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают,
что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.
К нам едет ревизор
А.И. Константиновский
1950 г.
Слайд 21«В нем все сюрприз и неожиданность < ...> Он разговорился, никак
не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор»
Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»
Хлестаков. Д.Кардовский 1922 г.
Слайд 22
В дороге совершенно поиздержался
А.И. Константиновский
1950 г.
Слайд 23В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной
иерархии и имеет вершиной Городничего.
С его реплики, первой в пьесе, завязывается узел интриги, причем слова в этой реплике, как подметил В.Н.Турбин, тарахтят звуком «р», как колеса брички: «Я пРигласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет Ревизор». Тарахтенье нарастает: «Ревизор… Ревизор… Ревизор из Петербурга…»
Ю.В. Манн
Все смотрите, как одурачен городничий!
А.И. Константиновский
1950 г.
Слайд 24
Город в «Ревизоре» последовательно иерархичен и, так сказать, пирамидален: на вершине
его, как маленький царек, восседает городничий.
Есть в городе и неофициальные сферы: свое избранное общество, свое дамское общество, в котором первенствует опять-таки семейство городничего; свое общественное мнение; свои поставщики новостей в лице городских помещиков Бобчинского и Добчинского.
Ю.В. Манн
Добчинский и Бобчинский
П. Боклевский, 1890-е гг.
Слайд 25 Немая сцена. К.А. Савицкий
1901-1902 гг.
Гоголь придавал исключительное значение этой «немой
сцене». Продолжительность ее он определяет в полторы минуты, а в «Отрывке из письма...» говорит даже о двух-трех минутах «окаменения» героев.
Каждый из персонажей всей фигурой как бы показывает, что он уже ничего не может изменить в своей судьбе, шевельнуть хотя бы пальцем, - он перед Судией.
По замыслу Гоголя, в этот момент в зале должна наступить тишина всеобщего размышления…
Слайд 26…Ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и
ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а отечеству, он думал о себе:
«Я не поэт, я гражданин»…
Чернышевский Н.Г.