Презентация, доклад по русской литературе на тему Модернистские течения

Содержание

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. 

Слайд 1 Развитие модернистских течений в русской литературе. Представители данного течения

Развитие модернистских течений в русской литературе. Представители данного течения

Слайд 2Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших

о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. 

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890

Слайд 3Символизм
 первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало

теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». 

Символизм  первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было

Слайд 4Символизм
В марте 1894 года в Москве вышел в свет небольшой сборник

стихотворений с программным названием «Русские символисты», а вскоре появились два следующих выпуска с тем же названием. Позднее выяснилось, что автором большинства стихотворений в этих трех сборниках был начинающий поэт Валерий Брюсов, прибегнувший к нескольким разным псевдонимам, чтобы создать впечатление существования целого поэтического течения. Мистификация удалась: сборники «Русские символисты» стали эстетическими маяками, свет которых привлек новых поэтов, разных по своим дарованиям и творческим устремлениям, но единых в неприятии утилитаризма в искусстве и жаждавших обновления поэзии. 

СимволизмВ марте 1894 года в Москве вышел в свет небольшой сборник стихотворений с программным названием «Русские символисты»,

Слайд 5Символизм
Социальные и гражданские темы, важные для реализма, сменились у символистов декларациями

относительности всех ценностей и утверждением индивидуализма как единственного прибежища художника. Особенно напористо об абсолютных правах личности писал ставший лидером символизма В. Брюсов:
     Я не знаю других обязательств, Кроме девственной веры в себя.

СимволизмСоциальные и гражданские темы, важные для реализма, сменились у символистов декларациями относительности всех ценностей и утверждением индивидуализма

Слайд 6Символизм
По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в

русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). 

СимволизмПо времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.

Слайд 7Символизм

Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века

был В. Я. Брюсов (1873- 1924).
СимволизмОдним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был В. Я. Брюсов (1873- 1924).

Слайд 8Символизм. В. Я. БРЮСОВ
В начале своего творческого пути он считался лидером

русского символизма, не раз декларировал позиции этого течения в статьях, например «Ключи тайн» (1903). Уход от действительности проявлялся в крайнем индивидуализме, в интересе к проблеме личности, в иррационализме, в сиюминутности чувств, туманности образов, мистицизме. Брюсов считал, что главная задача настоящего поэта – уловить момент прозрения, пик вдохновения, открыть в человеке его самые глубокие и тайные чувствования. Это действительно важная и нелегкая задача.
Символизм. В. Я. БРЮСОВВ начале своего творческого пути он считался лидером русского символизма, не раз декларировал позиции

Слайд 9Символизм
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) —русский поэт-символист, переводчик и эссеист.

СимволизмКонстантин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) —русский поэт-символист, переводчик и эссеист.

Слайд 10Символизм. К. Д. Бальмонт

Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в

которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…” . В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…” , как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным, поэтому автор так и стремится постичь эту истину, познать ее.

Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали...


Символизм. К. Д. БальмонтОпределяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность

Слайд 11Символизм
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)

СимволизмДмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)

Слайд 12Символизм
Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание,

символы и расширение художественной впечатлительности”. Стихотворением, которое наиболее ярко отражает творчество Мережковского, является стихотворение “Поэту”.
Не презирай людей! Безжалостной и гневной Насмешкой не клейми их горестей и нужд, Сознав могущество заботы повседневной, Их страха и надежд не оставайся чужд. Как друг, не как судья неумолимо-строгий, Войди в толпу людей и оглянись вокруг, Пойми ты говор их, и смутный гул тревоги, И стон подавленный невыразимых мук.

СимволизмМережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”.

Слайд 13Символизм
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945)

СимволизмЗинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945)

Слайд 14Символизм. З.Н. Гиппиус
Зинаида Гиппиус в своих творческих идеях во многом следовала

за Мережковским, ее роль в символизме была неотделима от роли мужа, потому часто оставалась почти незаметной. Но Гиппиус внесла в русский символизм стихию театральности, создала особый, “декадентский” стиль в жизни и творчестве.
Любовь – одна ... Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь - одна. 1896 г. Душе, единостью чудесной, Любовь единая дана. Так в послегрозности небесной Цветная полоса - одна. Но семь цветов семью огнями Горят в одной. Любовь одна, Одна до века, и не нами Ей семицветность суждена.
Символизм. З.Н. ГиппиусЗинаида Гиппиус в своих творческих идеях во многом следовала за Мережковским, ее роль в символизме

Слайд 15Символизм
Федор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников; 1863—1927) — поэт

и прозаик.
СимволизмФедор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников; 1863—1927) — поэт и прозаик.

Слайд 16Символизм

В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик

течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». 

СимволизмВ 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, Вяч.

Слайд 17Символизм
Александр Александрович Блок (1880-1921)

Я вам поведал неземное.  Я все сковал в воздушной

мгле.  В ладье -- топор.  В мечте -- герои.  Так я причаливал к земле. 
СимволизмАлександр Александрович Блок (1880-1921)Я вам поведал неземное.  Я все сковал в воздушной мгле.  В ладье -- топор. 

Слайд 18Символизм
Андрей Белый

СимволизмАндрей Белый

Слайд 19Символизм
Вячеслав Иванович Иванов

СимволизмВячеслав Иванович Иванов

Слайд 20Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было

связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» - собрания на Петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 19О6— 1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) к символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. 

АкмеизмЛитературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в

Слайд 21Акмеизм
Акмеисты
Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и

В. Нарбут. Другие участники «Цеха» (среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский и др.)

АкмеизмАкмеистыН. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут. Другие участники «Цеха» (среди

Слайд 22Акмеизм
Николай Степанович Гумилев (1886 - 1921)  - русский поэт Серебряного века,

создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, офицер.
АкмеизмНиколай Степанович Гумилев (1886 - 1921)  - русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик,

Слайд 23Акмеизм
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

АкмеизмАнна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Слайд 24Акмеизм
Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967)

АкмеизмСергей Митрофанович Городецкий (1884-1967)

Слайд 25Акмеизм
Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938)

АкмеизмОсип Эмильевич Мандельштам (1891—1938)

Слайд 26Акмеизм
Михаил Александрович Зенкевич (1891-1973)

АкмеизмМихаил Александрович Зенкевич (1891-1973)

Слайд 27Акмеизм
Главное значение в поэзии приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение

многообразного и яркого земного мира. Поддерживая Гумилева, еще категоричнее высказался С. Городецкий: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...» После всяких «неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». Проповедь «земного» мироощущения поначалу была одной из граней программы акмеистов, вот почему течение имело и другое название - адамизм.

АкмеизмГлавное значение в поэзии приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Поддерживая

Слайд 28Футуризм
Как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского

футур - будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). 

ФутуризмКак и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского футур - будущее). Это самое крайнее

Слайд 29Футуризм
Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили

наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея — древнегреческое назва¬ние территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).       Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками — эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др-)» группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). 

ФутуризмВместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку

Слайд 30Футуризм
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), «лучший художник среди поэтов и лучший поэт

среди художников», как он сам себя рекомендовал, был на самом деле лучшим продюсером начала XX века.
ФутуризмДавид Давидович Бурлюк (1882-1967), «лучший художник среди поэтов и лучший поэт среди художников», как он сам себя

Слайд 31Футуризм
Велимир Владимирович Хлебников (настоящее имя Виктор) (1885-1922), русский поэт и прозаик. Велимир

Хлебников — родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916).
ФутуризмВелимир Владимирович Хлебников (настоящее имя Виктор) (1885-1922), русский поэт и прозаик. Велимир Хлебников — родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»).

Слайд 32Футуризм
Василий Васильевич Каменский (1884-1961)

ФутуризмВасилий Васильевич Каменский (1884-1961)

Слайд 33Футуризм
Выдающийся советский поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

ФутуризмВыдающийся советский поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

Слайд 34Футуризм
Алексей Елисеевич Крученых (1886-1968) 

ФутуризмАлексей Елисеевич Крученых (1886-1968) 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть