Слайд 1
Развитие модернистских течений в русской литературе.
Представители данного течения
Слайд 2Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших
о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Слайд 3Символизм
первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало
теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Слайд 4Символизм
В марте 1894 года в Москве вышел в свет небольшой сборник
стихотворений с программным названием «Русские символисты», а вскоре появились два следующих выпуска с тем же названием. Позднее выяснилось, что автором большинства стихотворений в этих трех сборниках был начинающий поэт Валерий Брюсов, прибегнувший к нескольким разным псевдонимам, чтобы создать впечатление существования целого поэтического течения. Мистификация удалась: сборники «Русские символисты» стали эстетическими маяками, свет которых привлек новых поэтов, разных по своим дарованиям и творческим устремлениям, но единых в неприятии утилитаризма в искусстве и жаждавших обновления поэзии.
Слайд 5Символизм
Социальные и гражданские темы, важные для реализма, сменились у символистов декларациями
относительности всех ценностей и утверждением индивидуализма как единственного прибежища художника. Особенно напористо об абсолютных правах личности писал ставший лидером символизма В. Брюсов:
Я не знаю других обязательств,
Кроме девственной веры в себя.
Слайд 6Символизм
По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в
русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.).
Слайд 7Символизм
Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века
был В. Я. Брюсов (1873- 1924).
Слайд 8Символизм. В. Я. БРЮСОВ
В начале своего творческого пути он считался лидером
русского символизма, не раз декларировал позиции этого течения в статьях, например «Ключи тайн» (1903). Уход от действительности проявлялся в крайнем индивидуализме, в интересе к проблеме личности, в иррационализме, в сиюминутности чувств, туманности образов, мистицизме. Брюсов считал, что главная задача настоящего поэта – уловить момент прозрения, пик вдохновения, открыть в человеке его самые глубокие и тайные чувствования. Это действительно важная и нелегкая задача.
Слайд 9Символизм
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) —русский поэт-символист, переводчик и эссеист.
Слайд 10Символизм. К. Д. Бальмонт
Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в
которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…” . В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…” , как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным, поэтому автор так и стремится постичь эту истину, познать ее.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертания вдали...
Слайд 11Символизм
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)
Слайд 12Символизм
Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание,
символы и расширение художественной впечатлительности”.
Стихотворением, которое наиболее ярко отражает творчество Мережковского, является стихотворение “Поэту”.
Не презирай людей! Безжалостной и гневной
Насмешкой не клейми их горестей и нужд,
Сознав могущество заботы повседневной,
Их страха и надежд не оставайся чужд.
Как друг, не как судья неумолимо-строгий,
Войди в толпу людей и оглянись вокруг,
Пойми ты говор их, и смутный гул тревоги,
И стон подавленный невыразимых мук.
Слайд 13Символизм
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945)
Слайд 14Символизм. З.Н. Гиппиус
Зинаида Гиппиус в своих творческих идеях во многом следовала
за Мережковским, ее роль в символизме была неотделима от роли мужа, потому часто оставалась почти незаметной. Но Гиппиус внесла в русский символизм стихию театральности, создала особый, “декадентский” стиль в жизни и творчестве.
Любовь – одна
... Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь - одна. 1896 г.
Душе, единостью чудесной,
Любовь единая дана.
Так в послегрозности небесной
Цветная полоса - одна.
Но семь цветов семью огнями
Горят в одной. Любовь одна,
Одна до века, и не нами
Ей семицветность суждена.
Слайд 15Символизм
Федор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников; 1863—1927) — поэт
и прозаик.
Слайд 16Символизм
В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик
течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм».
Слайд 17Символизм
Александр Александрович Блок (1880-1921)
Я вам поведал неземное.
Я все сковал в воздушной
мгле.
В ладье -- топор.
В мечте -- герои.
Так я причаливал к земле.
Слайд 19Символизм
Вячеслав Иванович Иванов
Слайд 20Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было
связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» - собрания на Петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 19О6— 1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) к символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.
Слайд 21Акмеизм
Акмеисты
Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и
В. Нарбут. Другие участники «Цеха» (среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский и др.)
Слайд 22Акмеизм
Николай Степанович Гумилев (1886 - 1921) - русский поэт Серебряного века,
создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, офицер.
Слайд 23Акмеизм
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)
Слайд 24Акмеизм
Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967)
Слайд 25Акмеизм
Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938)
Слайд 26Акмеизм
Михаил Александрович Зенкевич (1891-1973)
Слайд 27Акмеизм
Главное значение в поэзии приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение
многообразного и яркого земного мира. Поддерживая Гумилева, еще категоричнее высказался С. Городецкий: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...» После всяких «неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». Проповедь «земного» мироощущения поначалу была одной из граней программы акмеистов, вот почему течение имело и другое название - адамизм.
Слайд 28Футуризм
Как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского
футур - будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский).
Слайд 29Футуризм
Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили
наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея — древнегреческое назва¬ние территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками — эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др-)» группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.).
Слайд 30Футуризм
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), «лучший художник среди поэтов и лучший поэт
среди художников», как он сам себя рекомендовал, был на самом деле лучшим продюсером начала XX века.
Слайд 31Футуризм
Велимир Владимирович Хлебников (настоящее имя Виктор) (1885-1922), русский поэт и прозаик. Велимир
Хлебников — родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916).
Слайд 32Футуризм
Василий Васильевич Каменский (1884-1961)
Слайд 33Футуризм
Выдающийся советский поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Слайд 34Футуризм
Алексей Елисеевич Крученых (1886-1968)