Слайд 1Творчество Всеволода Михайловича Гаршина
Prezentacii.com
Слайд 2
Гаршин Всеволод Михайлович
2 (14) февраля 1855 года - 24 марта (5
апреля) 1888 года
Prezentacii.com
Слайд 3На литературное поприще Гаршин выступил в 1877 году с рассказом «Четыре
дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком.
Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
Слайд 4«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины
Слайд 5В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок».
Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира.
Слайд 6В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и
о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.
Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча».
Слайд 7 В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу
оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной.
Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.
Слайд 8Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное
развитие впоследствии у Антона Павловича Чехова.
Слайд 9Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых
вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
Слайд 10Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность
наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях.
Слайд 11«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной
неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…
Слайд 12Факты
Моделями для образа царевича в картине Ильи Ефимовича Репина «Иван
Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» были писатель Всеволод Михайлович Гаршин и художник Иван Григорьевич Мясоедов.
Также Гаршин послужил Репину моделью главного героя картины «Не ждали»