Слайд 1Тема доклада:
«Поэзия Иннокентия Анненского в свете наших дней»
Презентацию подготовили: преподаватель
украинского языка и литературы Иванова С. В. и студентка 11- кд гр. Глущенко Н.
Слайд 3В духовной жизни России отразились и социальные противоречия эпохи, и противоречия
русской общественной мысли. В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени, завершенности культуры. Эта мысль определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов.
Слайд 4Эпоха представляется
временем некоего ренессанса,
духовного обновления,
культурного подъёма.
Важнейшей особенностью
времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества.
Слайд 5Подъём общественных и духовных интересов проявился:
в области философии,
литературы,
изобразительных искусств,
музыки,
театра,
балета.
Он позволил современникам говорить о «духовном возрождении» России, о наступившем Серебряном веке русской культуры.
Слайд 6Федору Сологубу присуща была тревожная самоуглубленность, заставлявшая его видеть сплетения житейски-обыденного
с фантастически-призрачным.
Слайд 7Валерию Брюсову – строгая, чуть суховатая изысканность, сдержанная приподнятость.
Слайд 8 Александру Блоку – тоже приподнятость, но всегда взволнованная, глубокая пережитость
всех созерцаний и размышлений, пронзительная искренность самопризнаний.
Слайд 9Лирическое «я» у Анненского характеризуется:
сдержанностью тона при всей внутренней эмоциональности,
отсутствием
громких или вычурных слов,
преобладанием слов привычных, порою подчеркнутой разговорностью и даже будничностью речи,
великой человечностью,
краткостью и сжатостью выражения поэтической мысли.
Слайд 10Анненский – поэт природы русской
Я не трону весны – я цветы
берегу,
Мотылькам сберегаю их крылья,
Миг покоя волны на морском берегу
И ладьям их далекие крылья.
А еще потому, что в сиянье сильней
И люблю я сильнее в разлуке
Полусвет-полутьму наших северных дней,
Недосказанность песни и муки…
Слайд 11В коротком стихотворении «Гармония» - сперва «эмалевые краски» осеннего утра на
морском берегу, а в заключительной строфе – раздумье о той цене, которой куплена прелесть созерцания:
А где-то там мятутся средь огня
Такие ж я без счета и названья.
И чье-то молодое за меня
Кончается в тоске существованье.
Слайд 12Характерные особенности стихотворений Анненского:
целые цепи вопросительных фраз, повторяющихся вопросов, как будто
удивленных;
вопросом часто заканчиваются стихотворения;
много предложений, как будто специально не оконченных, предполагающих пропуск чего-то ушедшего в подтекст;
контрасты, в частности, переходы из одной тональности речи в другую, сочетание лирического и сугубо разговорного, обыденного.
Слайд 13«Дождик»
Из сердца за Иматру лет
Ничто, мол, у
нас не уходит,
И в мокром асфальте поэт
Захочет, так счастье находит.
Слайд 14Поэзии Анненского
«Петербург»
«Старые эстонки»
«Шарики детские»
Триптих «Песни с декорацией» («Гармонные
вздохи», «Без конца и без начала», «Колокольчики»)
«В дороге»
«Картинка»
«Опять в дороге»
«Зимний поезд»
Слайд 15Дорожные впечатления рождают раздумья о неблагополучии жизни, о ее несправедливом устройстве:
Дед
идет с сумой и бос,
Нищета заводит повесть:
О, мучительный вопрос!
Наша совесть… Наша совесть.
Слайд 16Окружающий его мир – мир людей, мир природы, мир вещей, так
ярко запечатленный в его стихах, - не иллюзорный, а земной, материальный. Ему принадлежат жизнеутверждающие строки:
Я жизни не боюсь. Своим бодрящим шумом
Она дает гореть, дает светиться думам…
(«Прелюдия»)
Слайд 17«Моя тоска»
Да и при чем бы здесь недоуменья были —
Любовь ведь
светлая, она кристалл, эфир...
Моя ж безлюбая — дрожит, как лошадь в мыле!
Ей — пир отравленный, мошеннический пир!
…Я выдумал ее — и всё ж она виденье,
Я не люблю ее — и мне она близка,
Недоумелая, мое недоуменье,
Всегда веселая, она моя тоска.
Слайд 18СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не
потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Слайд 19Актуальность произведений Анненского в свете наших дней
Все его творчество
проникнуто острым чувством беспокойства за все живое, за все сущее, глубоким сознанием неповторимости бытия и ответственности за все окружающее и совершающееся, иначе – говоря его же словами «за все, что не-я».
Слайд 20Критик и литературовед
А. А. Урбан в статье «Тайный подвиг» отметил:
«Подвиг Иннокентия Анненского, совершенный втайне, с великой скромностью и самоотверженностью, живет в русской литературе».
Слайд 21Те свойства творчества Иннокентия Анненского, которые сделали его близким нашему времени:
огромная
искренность,
нравственная глубина и гражданственность,
тревога за человека и за жизнь,
отсутствие позы, внешних эффектов.