Презентация, доклад по русской литературе Мятежность и чувство одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова Парус

Содержание

Тип урока: урок-исследование.Оборудование: презентация, интерактивная доска.Методы урока: Технология уровневой дифференциации, элементы технологии КМ, объяснительно-наглядный, проблемно – поисковый.Музыкальное оформление: М.Зайцев, Ю.Козаков – худ.чтение актерами стих-я «Парус», романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»Наглядности урока: Портреты Лермонтова, Абая; буклет

Слайд 1Мятежность и чувство одиночества
в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Парус»

Мятежность и чувство одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Слайд 2Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация, интерактивная доска.
Методы урока: Технология уровневой дифференциации, элементы

технологии КМ, объяснительно-наглядный, проблемно – поисковый.
Музыкальное оформление: М.Зайцев, Ю.Козаков – худ.чтение актерами стих-я «Парус», романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»
Наглядности урока: Портреты Лермонтова, Абая; буклет по творчеству Лермонтова, Абая; выставка книг по их произведениям, рефераты.

Тип урока: урок-исследование.Оборудование: презентация, интерактивная доска.Методы урока: Технология уровневой дифференциации, элементы технологии КМ, объяснительно-наглядный, проблемно – поисковый.Музыкальное

Слайд 3Работа в группах
Биографы
Переводчики
Чтецы
Критики
Художники
Языковеды
Музыканты

Работа в группах БиографыПереводчики ЧтецыКритикиХудожникиЯзыковедыМузыканты

Слайд 4

Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих

истоках,- он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта , прозванного рифмачом или стихотворцем.
Родился в Москве 3 (15) октября 1814 г. В возрасте «полугоду» родители привезли его в Тарханы.
Детство провел в имении бабушки
Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.

I «Биографы»

Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках,- он начинается с шотландского поэта

Слайд 5Я сын страданья...

Я сын страданья...

Слайд 6 Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец,

В слезах угасла мать моя От них остался только я…

Портрет
Юрия Петровича
Лермонтова
(1810-ые годы)

Я сын страданья.   Мой отец Не знал покоя  по конец,   В

Слайд 7Портрет Е.А. Арсеньевой (бабушки поэта)
Из письма родственницы:
«Старушка Арсеньева
боготворила
своего внука
Лермонтова…
Она

жила им одним.
Не нахвалится, бывало,
не налюбуется на него».
Портрет  Е.А. Арсеньевой (бабушки поэта)Из письма родственницы:«Старушка Арсеньева боготворила своего  внукаЛермонтова…Она жила им одним.Не нахвалится,

Слайд 8Тарханы
Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарха-ны" Пензенской гу-бернии. Мальчик по-лучил

отличное до-машнее образова-ние, с детства сво-бодно владел фран-цузским и немецким, увлекался рисовани-ем, музыкой.
ТарханыДетство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой

Слайд 9Переезд в Петербург Школа подпрапорщиков.
Лермонтов ломает себя. Подгоняет к своей невоенной внешности

мундир, старается стать настоящим бесшабашным гусаром.

1832 год-М. Ю. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

Переезд в Петербург Школа подпрапорщиков.Лермонтов ломает себя. Подгоняет к своей невоенной внешности мундир, старается стать настоящим бесшабашным

Слайд 10Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землёй
Навеки

прежний вид оставит свой
Есть место, где я буду отдыхать,Когда мой прах, смешавшися с землёйНавеки прежний вид оставит свой

Слайд 11Здесь прошли последние месяцы жизни
Пятигорск

Здесь прошли последние месяцы жизни Пятигорск

Слайд 12Абай-акын
Абай-акын, Лермонтов-поэт. Их слова льются как бурный поток, как стремительная горная

река, они сумели подхватить самую острую, самую животрепещущую идею своего времени.
Они несли во мраке невежества яркий факел поэзии, указывал своему народу новые горизонты, откуда взойдет их солнце.
Произведения великих поэтов помогают нам увидеть истинные духовные ценности. Заставляют нас всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Это литература, которая переживёт многие поколения, перешагнёт века.

Лермонтов-поэт

ЛЕРМОНТОВ, АБАЙ: СОЗВУЧИЕ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУШ

Абай-акынАбай-акын, Лермонтов-поэт. Их слова льются как бурный поток, как стремительная горная река, они сумели подхватить самую острую,

Слайд 13Абай Кунанбаев
1845-1904

Абай Кунанбаев1845-1904

Слайд 15«Созвучие
в переводах»

«Созвучие в переводах»

Слайд 16Лермонтов – Абай (выразительное чтение стихотворений Лермонтова «Кинжал», «Молитва», «Выхожу один

я на дорогу», «Горные вершины» и их переводов на казахский язык Абаем.

«ЧТЕЦЫ»

Лермонтов – Абай (выразительное чтение стихотворений Лермонтова «Кинжал», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу», «Горные вершины» и

Слайд 17
В 1832 году Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и

кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, – писал он в октябре 1832 года М.А.Лопухиной
– Однажды юноша Лермонтов отправился на прогулку и вышел на берег моря. Какие чувства испытывает человек, видя перед собой море? Чем оно поражает его, и почему многие так любят море?
Близость моря всегда волнует человека. Его восхищает величественный простор, он испытывает прилив сил. Возле моря хочется размышлять, размышлять о сокровенном.

«К Р И Т И К И»
История создания стихотворения “ Парус”

В 1832 году Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в

Слайд 18 « ПАРУС »
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет

он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

“ЖАЛАУ”
( перевод Абая)
Жалғыз жалау жалтылдап
Тұманды теңіз өрінде...
Жат жерде жүр не тыңдап?
Несі бар туған жерінде?

Ойнақтап толқып жел гулеп,
Майысар діңгек сықырлап...
Ол жүрген жоқ бақ іздеп,
Қашпайды бақтан бойды ұрлап.

«Созвучие мыслей и идей»

« ПАРУС »Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он

Слайд 19М.Ю.Лермонтов.
"Парус"
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в

стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

М.Зайцев, Ю.Козаков, чтение актерами стих-я «Парус»

М.Ю.Лермонтов.

Слайд 20Морской пейзаж
(меняется)
возникает
морская даль в тумане
одинокий парус

Морской пейзаж(меняется)возникаетморская даль в туманеодинокий парус

Слайд 21Морской пейзаж
(резко меняется)
приближается буря

«играют волны»

«ветер свищет»

«мачта гнётся и скрыпит»

Морской пейзаж(резко меняется)приближается буря«играют волны»«ветер свищет»«мачта гнётся и скрыпит»

Слайд 22


Морской пейзаж
(резко меняется)
море спокойно
«струя светлей лазури»
«луч солнца золотой»

Морской пейзаж(резко меняется)море спокойно«струя светлей лазури»«луч солнца золотой»

Слайд 23Парус

МЯТЕЖНЫЙ
символ
неустанных поисков,
отказа от счастья,
жажды действий
и борьбы

Парус МЯТЕЖНЫЙсимволнеустанных поисков,отказа от счастья,жажды действийи борьбы

Слайд 24Сюжет
1 и 2 строчка каждого четверостишия

картины меняющегося моря
3 и 4строчка

каждого четверостишия


настроение, чувства, голос поэта, его размышления о парусе

Сюжет 1 и 2 строчка каждого четверостишиякартины меняющегося моря3 и 4строчка каждого четверостишиянастроение, чувства, голос поэта, его

Слайд 25Образы
МОРЕ
ПАРУС
МЯТЕЖНЫЙ
тревожный,
неспокойный

Образы МОРЕПАРУСМЯТЕЖНЫЙтревожный,неспокойный

Слайд 26Романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»

Романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»

Слайд 27« Творческая мастерская »

« Творческая мастерская »

Слайд 28 «Тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более

широкому взгляду на мир, учится самокритичности и преодолению ограниченности»
Абай

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Лермонтов

«Тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности

Слайд 29 С

наследием двух стран соприкасаясь,
Мы убеждаемся - оно неоценимо,
Ведь в творчестве своём перекликаясь,
Сближают нас поэты побратимы.

Казах и русский. Русский и казах,
В одном столетии пером служа народу,
Единство мыслей выразив в стихах,
Своё величие проносят через годы.

И отдавая дань любви и уважения,
Своим кумирам и отечества сынам,
Мы не даём им впасть в забвенье,
Чтобы в забвении не остаться нам.
С наследием двух стран соприкасаясь,

Слайд 30Домашнее задание

1.Выучить стихотворение.
2.Написать эссе «Лермонтов и Абай в моем представлении»
3.Составить

кроссворд или тестовые задания по творчеству Лермонтова и Абая, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
Дерзайте!
Домашнее задание 1.Выучить стихотворение.2.Написать эссе «Лермонтов и Абай в моем представлении»3.Составить кроссворд или тестовые задания по творчеству

Слайд 31Ожидаемые результаты.
Продолжить обучение декламационному чтению.
Осуществить межпредметную связь с русской и

казахской литературой.
Продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова и Абая .



Ожидаемые результаты.Продолжить обучение декламационному чтению. Осуществить межпредметную связь с русской и казахской литературой. Продолжить работу по изучению

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть