Слайд 1Открытый урок русского языка
Имя существительное
как часть речи
Преподаватель Султанова Д.А.
Русский
язык
Слайд 2Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: "Переверни
и ты узнаешь что-то новое”. Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?"
Слайд 3Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И
всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Мы будем:
1 задавать вопросы
2 определять лексическое значение
3 определять признаки
а) одушевлённые и неодушевлённые
б) нарицательные и собственные
в) род, число, падеж существительных
г) разряды существительных
4 делать вывод
Слайд 5 Расскажите о постоянных морфологических признаках имен существительных
а)одушевленные и неодушевленные.
б) собственные и нарицательные.
в) род.
Слайд 6 Расскажите о непостоянных морфологических признаках имен существительных
а) Падеж
б) Число
Слайд 7Расскажите о разрядах существительных
Конкретные существительные
Отвлеченные существительные
Собирательные существительные
Вещественные существительные
Слайд 8Станция
«Число существительных»
Определите число существительных:
Чернила, брюки, облако, высота, брошюра, молоко,
ворота, очки, ремень, солнце, человек, весы, листва, сырье, ельник, сумерки, хлопоты.
Слайд 92. Станция
«Род существительных»
Напишите в три столбика по родам следующие слова:
Полотенце, картошка, тюль, повидло, степь, дождь, мальчик,речь,шкаф,ученица, небо, поле,огурец, класс, школа, яйцо, земля,стол, ручка,солнце.
Слайд 10
3. Станция «Загадкино»
1. Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он
сошёл -
Прямо по морю пошёл!
2.Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.
3.Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Слайд 114. Станция
«Разряды существительных»
Определите разряды существительных:
Игрушка, красота, любовь, бабочка, золото, дрожжи,
брат, книга, молодежь, листва, железо, добро, мебель, хлеб, щётка, дружба, студенчество, бумага, кошка, стрельба, сливки, масло.
Слайд 125. Станция «Рассыпново» (ФИЗМИНУТКА)
Рассыпались слова: фскифус, онсвао, ньерок.
Слайд 136. Станция «Морфологические признаки существительных»
Определите собственные и нарицательные существительные:
Река, Рекс, Астана,
Франция, речь, писатель, Мурка, Федор, бумага, дом, собака, снег, небо,береза, Гюго, воробей, ночь, Дружок, Алена, цветок, пчела.
Слайд 147. Станция
«Выборочный диктант»
Какое слово лишнее в каждой строке?
Город, поле,друг,
окно.
Река, животное, дом, яблоко.
Сосна, мел, слон, мороз.
Язык, береза, собака, океан.
Слайд 15IV Рефлексия
– Что на уроке вам показалось самым трудным?
– А что
самым интересным?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Что мы можем сказать об именах существительных?
Слайд 16
V Домашнее задание:
1. Составить кластер на тему:
«Имя существительное».
2. Написать
мини-сочинение:
«Зимние забавы».