Слайд 2
«Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него
выходили иногда только концы слов или начала слов,- вспоминала Елена Сергеевна Булгакова. –
Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня.
Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера и Маргариту»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали»
Слайд 3 Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX
века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.
Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным.
История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману «Мастер и Маргарита», ставшему поистине живой книгой.
Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.
«Мастер и Маргарита» - это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о «настоящей, вечной и верной любви», эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.
Поэма о нравственности
Слайд 4Жанр и композиция романа
Последняя книга М. Булгакова «Мастер
и Маргарита» вышла 26 лет спустя после написания и смерти писателя. Своим появлением роман вынуждает нас, наверное, и заново взглянуть на всю деятельность Булгакова, на его предыдущие произведения, в чем-то и на состояние литературы… Неизвестно даже, стоит ли сожалеть, что с выходом роман задержался. Ясно, во-первых, что он мог и подождать, пропустив вперед тех, кто торопился; во-вторых, на расстоянии, может быть, лучше видно, о чем он написан.
Слайд 5 «Мастер и Маргарита» - многожанровое и многоликое произведение, как
само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Его можно назвать и бытовым, и фантастическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Можно сказать, что это роман тайн.
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Слайд 6Творческая история романа «Мастер и Маргарита»
1928 г. – начало работы над
романом
1929 г. – вторая редакция ( «Копыто инженера» )
1931 г. - появляются в романе Маргарита и ее спутник («Консультант с копытом»)
«Помоги, Господи, кончить роман». 1931 г.
1932 г.- возможные заглавия: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Он появился», «Черный богослов».
1934 трижды встречается слово «мастер»
1937 г. – «Князь тьмы»
«Вечером Михаил Афанасьевич работал над романом «Мастер и Маргарита», - записала 12 ноября 1937 года Е. С. Булгакова в своем дневнике.
1938 г. – написан «Эпилог»
15 января 1940 года Елена Сергеевна записала в дневнике:
«Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю»
Слайд 7Время действия в романе
Время действия
романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных
повествовательных
уровнях текста. Давнее
прошлое не ушло без-
возвратно, а существует
параллельно
с современностью.
Слайд 8Система образов
Определяется сюжетными линиями романа:
Философская
Любовная
Мистическая
Сатирическая
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Мастер и Маргарита
Воланд
и его свита
Москва и москвичи
Слайд 9История Мастера и Маргариты
На протяжении всего романа Булгаков бережно, целомудренно и
умиротворенно ведет рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные, черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Матера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы.
Слайд 10МАСТЕР
персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем.
Мастер - во
многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г.
Слайд 11Портрет Мастера
«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся
на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Булгаковский Мастер – философ. У Мастера есть романтическая возлюбленная Маргарита, но их любовь не предполагает достижения земного семейного счастья.
Слайд 12Маргарита
персонаж романа "Мастер и Маргарита", возлюбленная Мастера. Главным прототипом Маргариты послужила
третья жена писателя Е. С. Булгакова
Слайд 13Портрет Маргариты
Маргарита действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и
историческом. Этот образ не во всем представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера. . Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Маргарита - единственная оставшаяся опора Мастера, она поддерживает его в творческой работе.
Слайд 14ВОЛАНД
персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд -
это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней"князь тьмы и повелитель теней – не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая всё тайное явным.
Его законное время – лунные ночи, когда и совершается в романе всё самое невероятное и самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полёты Маргариты, великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его рыцарями туда, где ждёт героев их вечный приют и покой.
Слайд 15Азазелло
персонаж романа "Мастер и Маргарита", член свиты Воланда, "демон безводной пустыни,
демон-убийца". Благодаря Азазелу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность.
Слайд 16Кот-Бегемот
персонаж романа "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда. У
Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем.
Слайд 17Коровьев-Фагот
персонаж романа "Мастер и Маргарита", старший из подчиненных Воланду демонов, черт
и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора
Слайд 18Гелла
Персонаж романа "Мастер и Маргарита", является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром.
Слайд 19Понтий Пилат
Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х
- начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Понтий Пилат - один из главных героев романа "Мастер и Маргарита".
На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте.
Слайд 20
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это роман, раздвинувший жанровые границы,
произведение, где, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, сатирического и философского начал. Роман «Мастер и Маргарита» долго шел к читателю. Много раз этот путь мог оборваться. Но как провозгласил сам писатель, «рукописи не горят». Непостижимы порой пути, которыми добро и справедливость все же воцаряются в мире. Но воцарение их неизбежно.