Слайд 1Урок – размышление по самостоятельно прочитанной поэме Н.А.Некрасова
«Русские женщины»
Составила: Городнова
Светлана Александровна- учитель русского языка и литературы МБОУ «Умётская средняя общеобразовательная школа» п.Умёт Зубово-Полянского района Республики Мордовия
Слайд 2Тема урока: «Подвиг любви и долга»
ЦЕЛИ : - показать истоки и
глубину подвига жён декабристов, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова;
вырабатывать умение работать с публицистической литературой, газетными и журнальными статьями;
- способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и искусстве, давать ему правильную оценку.
Слайд 3«Первоначально Николай Алексеевич Некрасов хотел назвать свою поэму «Декабристки», но, подумав,
заменил на «Русские женщины», желая подчеркнуть, что его героини – Е.И.Трубецкая и М.Н.Волконская – характеры общенациональные, в которых отразились черты, свойственные всем русским женщинам». Н.И. Якушин.
Слайд 4Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
Слайд 5Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителя народа, -
Судьба меня
уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной –
Я это чувствую, я знаю, -
писал К.Ф.Рылеев.
Слайд 6Суду преданы 121 человек. Пятеро из лучших сынов России повешены.
К.Ф.РЫЛЕЕВ
П.И.Пестель
С.И.Муравьёв -
Апостол
П.Г.Каховский
М.П.Бестужев - Рюмин
Слайд 7Супруги Волконские
Мария Николаевна с сыном
Николаем
Сергей Григорьевич
Слайд 8Супруги Анненковы
Прасковья Егоровна
Иван Александрович
Слайд 9Супруги Трубецкие
Екатерина Ивановна
Сергей Петрович
Слайд 10Супруги Нарышкины
Елизавета Петровна
Михаил Михайлович
Слайд 11Супруги Фонвизины
Наталья Дмитриевна
Михаил Александрович
Слайд 12Супруги Ивашевы
Камилла Ле - Дантю
Василий Петрович
Слайд 13СУПРУГИ ЮШНЕВСКИЕ
Мария Казимировна
Алексей Петрович
Слайд 14Супруги Муравьёвы
Александра Григорьевна
Никита Михайлович
Слайд 15Зинаида Волконская -
«царица муз и красоты»
Слайд 16На прощальном вечере у Зинаиды Волконской А.С.Пушкин читает своё
обращение к
декабристам
Слайд 171.Декабристы хотели освобождения народа от барского гнёта, от крепостного права.
2.Это стремление
к свободе, свержение монархии, установление демократической республики.
3.Они отрекались от старого общества, где есть угнетение, где царит бесправие. Высоким декабристы называли то чувство, которое переполняет их и не даёт спокойно смотреть на то, что делается вокруг.
4.Это стремление не к собственному благополучию, а к счастью других.
5.Это значит – быть лучше, честнее, чем окружающее их в то время общество.
Слайд 18«Сергей бросился ко мне; лязг его цепей поразил меня. Я не
знала, что он закован в кандалы. Подобное наказание дало мне понять о всей силе его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом и его самого».
«Записки Волконской»
Слайд 19Декабрист Розен писал: «Губернатор представил ей сперва затруднения жизни в таком
месте, где находится до 5 тысяч каторжных, где ей придётся жить в общих казармах с ними, без прислуги, без малейших удобств. Она этим не устрашилась и объявила свою готовность покориться лишениям, лишь бы ей разрешили быть вместе с мужем… Наконец, он решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это, тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете!»
Слайд 20Идите, идите! Вы сильны душой,
Вы смелым терпеньем богаты,
Пусть мирно свершится
ваш путь роковой,
Пусть вас не смущают утраты!
Поверьте, душевной такой чистоты
НЕ стоит сей свет ненавистный!
Блажен, кто меняет его суеты
На подвиг любви бескорыстной!..
А.С.Пушкин
Слайд 21Н.Н.Раевский (отец М.Н.Волконской),
узнав о решении дочери следовать за
мужем в
Сибирь, кричал, сжав кулаки
над её головой: «Я прокляну тебя!..»
Но на смертном одре своём, умирая в
разлуке с ней, сказал: «Это самая
удивительная женщина, которую я
когда-либо знал»
Слайд 22 Какими художественными средствами удалось Некрасову так глубоко раскрыть духовный облик
этих женщин?
1)глубокое волнение поэта выражается в риторических вопросах, в восклицаниях, обращениях;
2)этому способствуют эпитеты;
3)а также сравнения.
Слайд 23М.Н.Волконская с сыном Николаем.
Художник П.Ф.Соколов. 1826 год.
М.Н.Волконская в Чите. Акварель
декабриста Н.А.Бестужева.
1828 г.
Слайд 24Эти героические женщины, вволю настрадавшись, сказали устами одной из жён декабристов
А.И.Давыдовой: «Какие мы героини? Это поэты сделали из нас героинь, а мы просто поехали за нашими мужьями»
А каково ваше мнение о них?
Можно их назвать героинями?
Какие черты русского характера воплощены в образах Е.И.Трубецкой и М.Н.Волконской?
Слайд 25В чём же истоки героизма, мужества, преданности этих женщин? Как сказано
об этом в поэме?
1.Единомышленницы своих мужей.
2.Верность долгу.
3.Уважение к подвигу декабристов, сознание правоты их дела.
4.Сострадание, желание утешить, уменьшить боль.
Слайд 26Какие примеры, подобные примеру декабристок, вы можете вспомнить и назвать?
1.В.Каверин «Два
капитана». Что помогло главному герою и Кате найти друг друга?
2.А.Толстой «Русский характер». Завершая рассказ А.Толстой восклицает: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота.»
Слайд 27Зачем живёт человек?
Он должен оставить добрый след на земле, чтобы потомки
не забыли о нём:
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять.