Презентация, доклад по русской литературе для 10-11 классов Образ крепкого мужика в рассказах В.М .Шукшина

1.Введение.2.«История души» русского человека.3.Любимые герои писателя«чудики»,«странные люди».4.Язык шукшинских героев.5.Роль творчества в жизни человека.6.Проблема конфликтности социального бытия творческой личности.7.Заключение.8.Литература. План

Слайд 1



Образ "крепкого мужика" в рассказах В.М.Шукшина.

Образ

Слайд 21.Введение.
2.«История души» русского человека.
3.Любимые герои писателя«чудики»,«странные люди».
4.Язык шукшинских героев.
5.Роль творчества в

жизни человека.
6.Проблема конфликтности социального бытия творческой личности.
7.Заключение.
8.Литература.

План

1.Введение.2.«История души» русского человека.3.Любимые герои писателя«чудики»,«странные люди».4.Язык шукшинских героев.5.Роль творчества в жизни человека.6.Проблема конфликтности социального бытия творческой

Слайд 3 Через анализ текстов рассказов В.М.Шукшина дать полную картину

жизни простого русского мужика 60-х и начала 70-х годов.

Цель

Через анализ текстов рассказов В.М.Шукшина дать полную картину жизни простого русского мужика 60-х и

Слайд 4-рассмотреть биографический материал, связанный с историей создания рассказов В.М.Шукшина;
-прокомментировать жизненные реалии

текстов, которые могут быть неясны современному читателю;
-проанализировать образы главных героев в рассказах В.М.Шукшина, раскрыть и исследовать в героях качества характера, присущие русскому народу;
-создать наглядную электронную версию, которую можно будет использовать для работы на уроках литературы.

Задачи

-рассмотреть биографический материал, связанный с историей создания рассказов В.М.Шукшина;-прокомментировать жизненные реалии текстов, которые могут быть неясны современному

Слайд 5

...Не объяснить, «из какого сора»
явился шукшинский мир, эта
скрупулезная анатомия русской
жизни 60-х и начала70-х годов,
по которой грядущие поколения
будут о нас судить.
Вяг Пьецух.


Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки. Фамилия его происходит от слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию не исполнилось ёще четырёх, когда отец его, двадцатилетний крестьянский парень, был арестован и уничтожен, как кулак. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе.
Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 году от рук злых людей погибла корова Райка - горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии.


1.Введение. Жизнь и творчество В.М. Шукшина

...Не объяснить, «из

Слайд 6 Шукшин хотел поступить в Литературный институт учиться на писателя.

Но подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Много трудностей и невзгод еще выпадет на долю Василия Шукшина, но самое главное - рождение писателя - произошло...
Жизнь Шукшина не была ни простой, ни долгой. Умер он 2 октября 1974 года в станице Клетской Волгоградской области, на съемках очередного фильма.
Шукшин хотел поступить в Литературный институт учиться на писателя. Но подает документы в Институт кинематографии,

Слайд 7 Василий Макарович Шукшин самый русский из всех современных

наших авторов. Основной жанр, в котором работал Шукшин, — короткий рассказ .
Прочтем один из его рассказов «Мастер». Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга».
В рассказе «Мастер» мы легко находим заложенное потенциальное зерно коллизии «Крепкого мужика»: «Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй... Не умеешь - воюй, командуй или что-нибудь такое делай - можно разрушить вот эту сказку: подложить пару килограммов динамита - дроболызнет, и все дела. Каждому свое».

2."История души" русского человека

Василий Макарович Шукшин самый русский из всех современных наших авторов. Основной жанр, в котором

Слайд 8 Любимые герои писателя - это «чудаки», «странные люди»,

чьи жизненные ценности и взгляд на мир не совпадают с обывательскими. Порою эти герои смешны и забавны, порою — трагичны. Шукшин не пытается эстетизировать или идеализировать своих чудаков, он не просто проявляет интерес к разнообразию человеческих характеров, сложности человеческой натуры. Шукшин как бы старается оправдать, «легализовать» поведение, кажущееся странным, ненормальным. Как правило, герои Шукшина - это неудачники. Но их неудачливость, житейская несостоятельность — это своего рода принцип, жизненная позиция.

3.Любимые герои писателя-"чудики","странные люди"

Любимые герои писателя - это «чудаки», «странные люди», чьи жизненные ценности и взгляд на

Слайд 9 Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую

часть его рассказов занимает диалог. В диалоге герои пытаются найти понимание друг у друга, хотя им порой бывает очень трудно выразить себя. Язык шукшинских героев изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как в жизни говорят простые деревенские люди. Но особенность рассказов Шукшина в том, что авторская речь тесно сплетается с речью персонажей

4.Язык шукшинских героев

Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог. В

Слайд 10 Шукшин — писатель, много размышлявший о творчестве, задается

вопросами о социальном статусе и мотивах творчества, о роли творчества в жизни человека, о природе творчества, о творчестве и псевдотворчестве. Творчество, полагает Шукшин, есть один из способов раскрытия правды своего времени; показать правду, как и красоту, может только талантливый человек.

5.Роль творчества в жизни человека

Шукшин — писатель, много размышлявший о творчестве, задается вопросами о социальном статусе и мотивах

Слайд 11 Важное место в произведениях Шукшина занимает проблема конфликтности

социального бытия творческой личности. Автор сразу же отделяет «творческого героя» от окружающих, указывая странности его характера, образа мыслей, поведения. «Творческие» герои Шукшина отличаются даже обликом: Семен Рысь — длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид; Васека — длинный и нескладный, с большим утиным носом; Моня Квасов белобрысый, скуластый, с глубокими маленькими глазками, сильно выделяющейся большой нижней челюстью, подчеркивающей упрямый характер. Тем самым устанавливается оппозиция: творец – общество, которая часто перерастает в открытый конфликт. Разное отношение у Шукшина к своим «творческим» героям: доброе или насмешливое сочувствие, искреннее уважение, сострадание, неприязнь, но всегда эти чувства с оттенком неподдельного изумления. Творчество осталось для Шукшина тайной.

6.Проблема конфликтности социального

бытия творческой личности

Важное место в произведениях Шукшина занимает проблема конфликтности социального бытия творческой личности. Автор сразу

Слайд 12 Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга

не может оставить равнодушным ни одного человека. Василий Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, проницательного видения, из его искусства; понимать, разгадывать сущность явлений и фактов, сравнивать их сопоставлять.
Шукшин – сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. И сегодня так же тревожно, как и двадцать лет назад, звучит его вопрос: «Что с нами происходит?».

7.Заключение

Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного

Слайд 131. Золотусский И. Час выбора. // Литература в школе, 1996. -

№ 4. - С. 62.
2. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в Древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М., 1991. - С.9.
3. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). - М., 1991. - С. 11-12.
4. Микоша В. Тяжкий путь прозрения. // Огонек, 1988. - № 41. - С. 12.
5. Микоша В. Тяжкий путь прозрения. // Огонек, 1988. - № 41. - С. 12.
6. Геллер М. Василий Шукшин: В поисках воли// Вестник РХД. - Париж, 1977. - № 120. - С. 176.
7. Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. - М., 1979. - С. 265.
8. Золотусский И. Час выбора. // Литература в школе, 1996. - № 4. - С. 62.
9. Золотусский И. Час выбора. // Литература в школе, 1996. - № 4. - С. 66.
10. Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. - М., 1979. - С. 289.
11. Пьецух В. Центрально-Ермолаевская война. // Огонек, 1988. - № 3.

8.Литература

1. Золотусский И. Час выбора. // Литература в школе, 1996. - № 4. - С. 62.2. Трубецкой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть