Слайд 1
А. С. Пушкин – «наше всё!»
(А.А.Григорьев)
Презентация к уроку
литературы в 9 классе.
Учитель русского языка и
литературы Григорьева И.Н.
Слайд 2 Биография А.С. Пушкина в картинах русских художников
Александр Сергеевич
Пушкин - русский поэт, драматург, прозаик, член Российской Академии - родился 6 июня 1799 г., а умер 10 февраля 1837 г. Он прожил мало, но так много успел сделать.
Генеалогическое древо А.С.Пушкина
А.С. Пушкин
Слайд 3Его предком был Абрам Петрович Ганнибал – крестник царя Петра I.
Семья А.С.Пушкина
А.П. Ганнибал
Слайд 4 Картину «Пушкин на лицейском экзамене» И.Е. Репин написал в 1911 году.
На ней изображен эпизод лицейского этапа жизни юного поэта – 8 января 1815 года, экзамен в Лицее. На нем присутствовал самый известный поэт в то время Гавриил Романович Державин.
Г.Р. Державин
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…
Слайд 5 Картина «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» написана художником
Н.Н. Ге в 1893 году. Это новый этап в жизни Александра Сергеевича – ссылка в родовое поместье Михайловское. Вместе с поэтом здесь только няня Арина Родионовна. Лишь однажды в имение приехал лучший друг Пушкина Иван Пущин.
Иван Пущин
……………………Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Слайд 6Иван Пущин привёз подарок - комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Слайд 7 В 1828 году, в Чите, в ссылке, декабристка Александра Григорьевна Муравьёва
передала от А.С.Пушкина Ивану Пущину листок бумаги, на котором были написаны следующие строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил…
А.С.Пушкин
А.Г. Муравьёва
Слайд 8 Это портрет А.С. Пушкина написан в 1827 году художником
В.А. Тропининым. На руке поэта - перстень. Это подарок графини Елизаветы Воронцовой. С ним Пушкин не расставался никогда,
считал своим талисманом и посвятил ему стихотворение
«Талисман». Шейный платок на Пушкине - признак романтического стиля в одежде и отличительная черта творческих людей.
Е.К. Воронцова
Храни меня,
мой талисман,
Храни меня
во дни гоненья,
Во дни раскаянья,
волненья:
Ты в день печали
был мне дан...
А.С. Пушкин
Слайд 9 Картина «А.С. Пушкин с женой на придворном
балу» написана Н.П. Ульяновым в 1936 году. На ней изображен поэт со своей женой Натальей Гончаровой. Женившись на такой красавице, А.С.Пушкин стал объектом интриг и сплетен Высшего Света.
Н.Н. Гончарова
Исполнились мои желания. Творец
Мне ниспослал тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд 10 Картина «Дуэль Пушкина с Дантесом» написана художником А.А. Наумовым
в 1885 году. Секунданты Данзас и д, Аширак поднимают с земли раненого поэта. С ненавистью глядят они в след Дантесу. И Дантес тоже сожалеет и никогда не забудет эту дуэль...
Слайд 11 Для Пушкина же настали последние дни и часы жизни, чтобы
после смерти начался отсчёт векам бессмертия.
Могила А.С. Пушкина
Слайд 12Памятники А.С. Пушкину как мировое признание
В первые годы после
трагической гибели поэта передовая общественность России начала долгий и трудный путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и творчества А.С. Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр I разрешил всенародную подписку. Казна же не дала ни одной копейки. Петербург не нашёл места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты «царскими особами». Было решено поставить памятник поэту в Москве, на его родине.
А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова
А.С.Пушкин и няня
Слайд 13 После трёх конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и
сам бывший крепостной из Ярославской губернии.
6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину, где свою знаменитую речь произнес Ф.М.Достоевский. Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первым в мире памятником, посвященным А.С.Пушкину.
Я памятник воздвиг
себе нерукотворный,
К нему не зарастёт
народная тропа…
А.С.Пушкин
Слайд 14 В ХХ веке фамилия А.С.Пушкина была внесена в список лиц, чьё
имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые памятники поэта выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.
Памятник из гипса в Болдине
Памятник из бронзы в Китае
Памятник из чугуна и мрамора в городском саду
Слайд 15 В 1937 году, в год 100-летия со дня
смерти А.С.Пушкина, в нескольких городах и сёлах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Чёрной речки в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на месте дуэли Пушкина и Дантеса, памятник в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами; 5-метровый памятник – в Полтаве; в Одессе памятник Пушкину стоит на тротуаре напротив дома, где жил поэт.
обелиск в Санкт-Петербурге
в Полтаве
в усадьбе Давыдова
в Одессе
Слайд 16 К 200-летию поэта, в Воронежской области был установлен памятный
знак – Ротонда, напоминающая, что по этой земле проезжал когда-то на юг А.С.Пушкин. В других городах также есть Ротонды, некоторые из них посвящены А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.
Воронежская область
Мариуполь
В этой Ротонде венчались Пушкин и Гончарова
Слайд 17Памятники, посвященные А.С.Пушкину, есть в разных странах мира:
г.Веймар (Германия)
Египет
г.Шанхай (Китай)
Германия
Румыния
г.Подгорица (Черногория)
г.Милан
(Италия)
Слайд 18Музыкальные произведения на сюжеты пушкинских творений
Опера по роману А.С. Пушкина «Евгений
Онегин», музыка Петра Ильича Чайковского. Композитор не ставил перед собой задачу охватить все проблемы романа. У оперы есть подзаголовок – «лирические сцены», автор стремился показать мир чувств героев.
Центральное место в опере занимают Татьяна Ларина и Владимир Ленский. Арию-монолог в Ленского прекрасно исполнил известный оперный певец Николай Басков.
Владимир Ленский - Николай Басков
Слайд 19 Образ Евгения Онегина композитору менее интересен. Даже в финале оперы Онегин
не имеет самостоятельных тем. П.И.Чайковскому более интересна Татьяна Ларина. Кульминация в развитии образа Татьяны – ее большой монолог в сцене письма к Онегину.
Татьяна Ларина
Евгений Онегин
Слайд 20 Сюжет повести «Пиковая дама» П.И. Чайковский изменил очень серьёзно. Действие оперы
перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины II. Главный женский персонаж – Лиза, она из бедной воспитанницы превратилась в наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трёх карт и разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке предложение. Но жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его разума.
Основной трагический момент оперы – партия Германа.
Слайд 21 Значительное место в музыке занимают романсы, написанные на стихи А.С.Пушкина –
это маленькие драматические пьесы, в которых от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя.
Это, например, романсы
«Зимняя дорога»,
«Подъезжая под Ижоры»,
«Для берегов отчизны дальной»,
«Признание»,
«На холмах Грузии»,
«Ненастный день потух» и др.
в исполнении украинского певца
Бориса Гмыри.
Романс «Я помню чудное
мгновенье» в исполнении
Ивана Козловского.
Борис Гмыря
И.С. Козловский
Слайд 22 Известный критик А.А. Григорьев писал: «Пушкин – наше все! Как солнце,
днем затмевает звёзды, так талант и гений А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: «Поэты пушкинской поры».
Аполлон Григорьев
А.С. Пушкин – «наше всё!»
Слайд 23 «А.С.Пушкин – солнце русской поэзии». Этот титул закреплен за ним навсегда.
Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, написанном Владимиром Федоровичем Одоевским:
«Солнце нашей поэзии закатилось!
Пушкин скончался, скончался во цвете
лет, в средине своего великого
поприща!..»
В.Ф. Одоевский
Слайд 24 А.С. Пушкин наследовал это именование от Александра Невского. В «Истории государства
Российского» Николай Михайлович Карамзин пишет: «Киевский митрополит воскликнул: «Солнце отечества закатилось! Не стало Александра!» Так случилось и с Пушкиным: он мог еще долго жить и творить, но «солнце русской поэзии закатилось».
Н.М. Карамзин
Слайд 25 Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов.
Каждый из них чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нём, поэтому «поэтическая пушкиниана» очень велика.
Самым известным стало
стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Смерть поэта»:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
М.Ю. Лермонтов
Слайд 26 Во многих произведениях о Пушкине развивается мотив воображаемой встречи с великим
поэтом; этот мотив обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины XIX – XX веков. Одним из таких поэтов был поэт 50-х годов XIX годов Алексей Николаевич Апухтин. В стихотворении «19 октября 1858 года» он пишет о «встрече» с тенью Пушкина:
И тень забытая носилась предо мной
В своем величии сурово…
А.Н. Апухтин
Слайд 27 Другой поэт 80-х годов XIX века –
Константин Михайлович Фофанов. Его называли «самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приблизившимся к Пушкину». В стихотворении «Тень А.С. Пушкина» развивается не только мотив встречи с «тенью» поэта, но и с его «душой». Встреча сопровождается "мистическими" деталями:
Во сне ли было то свиданье,
Иль наяву, при свете дня, - Как тайна смерти от сознанья, Тот час утерян для меня…
…с тобой
Меня знакомил кто-то чудный, Какой-то гений неземной, Какой-то демон безрассудный…
К.М. Фофанов
Слайд 28 В стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…» поэтессы XX века Анны
Андреевны Ахматовой отразились особенности ее восприятия Пушкина — это и живой человек, и великий русский гений, память о котором дорога каждому.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
А.А. Ахматова
Слайд 29 Очень близок Пушкин был также поэтессе XX века Марине Ивановне
Цветаевой. Особенно ярко Цветаева показывает Пушкина в стихотворении «Встреча с Пушкиным»:
Пушкин! – Ты знал бы по первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…
…………………………………….
Не опираясь на смуглую руку…
Вся его наука –
Мощь. Светло – гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
М.И. Цветаева
Слайд 30 Пушкин был для Марины Цветаевой олицетворением мужественности, она посвятила ему цикл
лирических произведений «Стихи к Пушкину».
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён –
Пушкин – в роли монумента?
Гостя каменного? – он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин – в роли Командора?
М.И. Цветаева
Слайд 31 Другой поэт Серебряного века, Михаил Алексеевич Кузмин, уже после Цветаевой, в
своём стихотворении «Пушкин» проводит параллель между Пушкиным- идеальным поэтом и Пушкиным-человеком:
Он – жрец и он весёлый малый,
Пророк и страстный человек...
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места…
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд.
И если в нём признаем брата,
Он не обидится: он – прост…
М.А.Кузмин
Слайд 32 Совершенно необычная встреча с Пушкиным была у поэта XX века Владимира
Владимировича Маяковского. Он встречается не с живым человеком, а с ожившим памятником поэту. Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом, а разговаривает с ним по-товарищески:
Я люблю вас,
Но живого,
А не мумию.
Навели
Хрестоматийный
Глянец.
Вы,
По-моему,
При жизни,
Думаю,
Тоже бушевали.
Африканец!
В.В.Маяковский
Слайд 33 В 1924 году о Пушкине пишет Сергей Александрович Есенин. В
одном из стихотворений поэт рисует образ «живого» Пушкина, фиксирует детали его внешности. С. Есенин сравнивает себя с поэтом-гением, но понимает, что ему ещё очень далеко до Пушкина:
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
…И я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
С.А. Есенин
Слайд 34 Каждый поэт по-своему воспринимал Пушкина, у каждого поэта была своя цель
воображаемого общения с ним, но все они понимали, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остаётся «символом и солнцем русской поэзии» и прозы.
А.С.Пушкин – центральная фигура русской культуры. Он – создатель энциклопедии русской жизни, основатель современного русского языка.