Слайд 1Выступление по теме
« Антитеза и оксюморон»
учителя русского языка и литературы
Юмагужиной Дили Ахтямовны
2016г.
Муниципальное общеобразовательно бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с.Уткалево
Слайд 2
Оксюморон, устар. Окси/морон (от греч. oxymoron «остроумно-глупое») — стилистическая фигура, которая образуется сочетанием прямо противоположных по
смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность какого-либо состояния, качества, предмета.: Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин).
Слайд 3Основными структурными типами оксюморонных конструкций являются сочетания антонимических слов,
1) основанные на
подчинительных связях:
а) согласовании: Наступило вечное мгновенье. (Блок);
б) управлении: Ты, меня любивший фальшью Истины — и правдой лжи. (Цветаева);
в) примыкании: Нагло скромен дикий взор! (Блок);
2) основанные на сочинительных связях: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Некрасов).
Слайд 4 В практике стилистического анализа нередко возникают серьезные затруднения при разведении антитезы
и структурного типа оксюморона, основанного на сочинении.
При разведении этих стилистических фигур можно использовать три критерия:
Смысловой;
Трансформационный;
Подстановочный.
Слайд 51. Смысловой критерий. Антитеза противопоставляет разные объекты: Сам толст, его артисты тощи. (Грибоедов). Оксюморон приписывает «противоположные
качества... одному предмету или явлению»3.
2. Трансформационный критерий. В случае принадлежности анализируемого сочетания слов к разряду оксюморонных сочинительная связь легко может быть заменена подчинительной: могучая и бессильная Русь — могучая в своем бессилии Русь, могучее бессилие Руси. Возможностьтрансфармации говорит о том, что перед нами не антитеза, а оксюморон.
3. Подстановочный критерий. Конструкции, содержащие оксюморон, имеют противительно-уступительное значение4, отсюда — возможность подстановки слов (частиц и устойчивых предложно-падежных сочетаний) с этим значением — таких, как тем не менее, вместе с тем, в то же время, при этом, все же, все-таки и др.: могучая и бессильная Русь -> могучая и в то же время бессильная Русь. Н. В. Павлович совершенно верно отмечает: «В оксюмороне противоречие ощущается, а затем разрешается»5. Добавим: противоречие разрешается только после мысленной подстановки слов с противительно-уступительным значением, т. е. после осознания того, что характеризуются разные стороны одного объекта, с одной стороны могучая, а с другой - бессильная Русь.
Слайд 6Рассмотренная фраза из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо (Ты
и убогая, Ты и обильная...) уже стала хрестоматийным примером актитезы6 тем не менее проведенный анализ показывает, что эта фраза построена не на антитезе, а на оксюмороне.
Проанализируем по предложенной выше методике еще одну стихотворную строку: Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог. (Державин). Противоположные качества приписываются здесь одному объекту, так что по смысловому критерию фраза построена на оксюмороне. Прием постановки также говорит нам о том, что содержит оксюморон: Я — царь вместе с тем я — раб (или: Я — в то же время я — раб).
Заметим, что рассмотренная державинская строка в целом ряде справочных изданий приводится как пример антитезы7
Слайд 7 Большинство ученых (Е. И Диброва, Л. А. Матвиевская и др.)8
считают, что основой оксюморона являются слова разной частеречной принадлежности; в учебных пособиях, словарях и справочниках примеры оксюморона представлены исключительно словосочетаниями подчинительного типа и, как правило, словами разной частеречной принадлежности.
Как показывает языковой материал, оксюморон может быть основан и на объединении слов одной части речи:
а) при подчинении: правда лжи (Цветаева);
б) при сочинении: Ты и убогая, Ты обильная (Некрасов);
в) при координации: И подумывают так: «Что за умница дурак (Маршак).
Слайд 8 При изучении стилистических возможностей антонимии учащимся целесообразно предложить специальное упражнение на
разведении антитезы и оксюморона по приведенным выше трем критериям. Для анализа можно использовать следующие фразы:
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко. Взор надменный и отдал поклон. (Блок). Дома новы, да предрассудки стары (Грибоедов). Огромная осень, стара и юна, в неистово-синем сиянье окна. (Вознесенский) Хлебников близок Маяковскому и бесконечно далек. (Шкловский). Черный вечер — белый снег. (Блок). Сырой овраг сухим дождем Росистых ландышей унизан (Пастернак). То серьезный, то потешный, нипочем, что дождь, что снег,— он идет, святой и грешный , русский чудо-человек. (Твардовский). Мягко стелет, да жестко спать (Пословица). Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. (Лермонтов). Беспечальный иду за Тобой — Мне путь неизвестный ведом. (Блок). Oт Москвы, от Сталинграда Неизменно ты со мной — Боль моя. моя отрада, Отдых мой и подвиг мой (Твардовский). Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ (Лермонтов). Дорого вовремя время. Времени много и мало. (Маршак). Забывается быстро плохое, А хорошее долго живет (Ваншенкин). Новый год я встретила одна. Я богатая, была бедна. (Цветаева).