Слайд 1
Открытый урок
«Способы подчинительной связи»
Лексическая тема
«Доброта спасет мир»
Курс: І
Группа: №13-5 «Ветфельдшер»
Преподаватель русского
языка:
Кибекбаева Жанар Омирзаковна
Слайд 2
Цели урока:
1.Образовательная: Повторить, расширить и систематизировать знания учащихся о способах
подчинительной связи.
2.Развивающая: Развивать у учащихся умение определять словосочетания, связанные по способу подчинительной связи, умение выполнять словообразовательный разбор слов, обогатить словарную лексику; логическое мышление, память, внимание, творческие способности, выразительность речи, кругозор.
3.Воспитательная: воспитание стремления совершать добрые дела, развивать самооценку студентов.
Тип урока: комбинированный
Метод урока: объяснительно-иллюстративный, коммуникативный, мозговой штурм.
Межпредметная связь: с казахским языком, профессией, историей, самопознанием.
Оборудование: презентация, учебники, видеоматериал.
Слайд 3Ход урока
І.Организационный момент (1 мин.)
Мы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех
знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых.
Слайд 4ІІ. Опрос домашнего задания (5-7 мин)
- Опрос домашнего задания проведем в
виде тестовых вопросов:
1. Что изучает синтаксис?
а) словосочетание и предложение
б) части речи
в) звуки и буквы
2. Что такое пунктуация?
а) система правил дорожного движения
б) система правил расстановки знаков препинания
в) система правил в морфологии
3. Что называется словосочетанием?
а) Основная и обязательная минимальная значимая часть слова
б) минимальная единица языка, которая выражает мысль
в) сочетание двух и более знаменательных слов, одно из которых подчиняется другому грамматически и по смыслу, т.с. связано подчинительной связью.
4. Какие виды являются основными в синтаксической связи словосочетании:
а) фонетическая связь и словообразовательная связь;
б) подчинительная и сочинительная связь
в) морфологическая и лексическая связь
Слайд 55. Что объединяет сочинительная связь?
А) Объединяет сложные предложения
б) объединяет союзы
и предлоги
в) объединяет равноправные, самостоятельные слова в предложениях и простые предложения в составе сложных предложений
6. Что объединяет подчинительная связь:
А) объединяет парные и непарные звуки
б) объединяет неравноправные слова или предложения, одно из которых подчиняет себе другое.
Слайд 6ІІІ.Работа с эпиграфом
«Доброта – язык , который могут видеть слепые и слышать глухие»
Марк Твен
-Прочитайте .Как вы его понимаете ? Переведите на казахский язык.
-Ребята , как вы поняли , наряду с новой темой , мы сегодня на уроке поговорим о доброте и добрых поступках.
Слайд 7ІҮ.Новая тема (15-18 мин)
- Обьяснение нового материала
Тема новая называется –«Способы
подчинительной связи». Сперва обратим внимание на правила , данные в учебнике на страницах 27-30.
Слайд 8
Способы подчинительной
связи
Слайд 9Каждое утро в окно к тебе заглядывает солнце.
Утро какое? каждое-согласование
Заглядывает
куда? в окно - управление
Заглядывает к кому? к тебе – примыкание
Слайд 10-Чтобы полнее понять тему посмотрите на замечательное стихотворение .
Как без весеннего
тепла,
Не могут жить цветы,
Так человек не может жить,
Мой друг, без доброты,
Становится светлей.
Всем, кто в беде, непожалей
Тепла души своей.
В этом тексте найдем словосочетания , где есть согласование , управление и примыкание
«Доброе сердце – доброе дело» Скажите, какие мы знаем добрые, вежливые слова?(Ответы детей) Я буду читать текст, а вы мне поиогайте подбирать вежливые слова.
Мальчик Саят понес своего больного щенка к ветеринару. У его щенка была перебита лапа. У ветеринара он увидел знакомую бабушку и сказал:_______ . Бабушка поблагодарила и ответила: .Зайдя в кабинет к ветеринару, Саят сказал: ________осмотрите моего щенка.
Выйдя из кабинета ветеринара Саят в коридоре столкнулся с каким-то мужчиной, но тут же сказал:_________.
Слайд 12- Ребята, а теперь вам задание:
І- ый ряд находит в
тексте словосочетания, образованные по способу согласования
ІІ-ой ряд находит по способу управления
ІІІ-ий ряд по способу примыкания
Слайд 13Ү. Закрепление новой темы (10-15мин)
Задание № 1
Слайд 14Выбрать картинки, где изображена доброта.
1.Девочка кормит собаку.
2.Мальчик помогает дедушке.
3.Женщина спасается от
дождя.
4.Доктор внимательно осматривает больного.
5. Мальчик спит.
Слайд 15
2. Рефлексия
- Ребята, мы каждый день видим на небе солнце. Оно греет
своими лучами нас,
людей. Но есть и другое солнце. Это солнце в каждом из нас. Значит, и в тебе. Его можно почувствовать сердцем. Оно греет тогда, когда ты делаешь добрые дела.
- А теперь, посмотрите небольшой видеоматериал о нравственных ценностях человека.
Слайд 16ҮІ. Словарная работа(2 мин)
Доброта- мейірімділік
Видеть – көру
Слышать – есту
Чувствовать – сезу, сезіну
Осязать – сипау, ұстау
Любить – жақсы көру,
сүйіспеншілік
Смеяться – күлу
Ветеринар – мал дәрігері
Слайд 17ҮІІ.Домашнее задание (1 мин)
Напишите дома письмо близкому человеку, применяя словосочетания образованные
по способу согласования, управления и примыкания.
Слайд 18ҮІІІ. Оценивание студентов
( 1 мин)