Слайд 1Учимся писать сочинение – рассуждение
на осмысление нравственно-этического понятия (задание 15.3)
на
ОГЭ 2015.
Учитель русского языка и литературы
Валиахметова Э.Р.
Слайд 2Структура сочинения - рассуждения
Тезис
Аргумент 1
(Пример первый из текста)
Аргумент 2
(Пример второй из
текста или из жизни)
Вывод
Слайд 3Разберёмся в понятиях:
Тезис – мысль, которая будет доказываться в
ходе рассуждения.
Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса.
Вывод - подведение итогов рассуждения.
Слайд 4
основная мысль
сочинения
ТЕЗИС
должен быть
доказанным
должен быть чётко сформулированным
почему?
Слайд 5 доказательства,
приводимые в поддержку
тезиса
должны быть
Убедительными,
яснее суждение
и бесспорнее
вывод
потому
что
АРГУМЕНТЫ
Слайд 9Этапы работы над заданием 15.3
Как Вы понимаете значение слова Мужество. Сформулируйте
и комментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение –рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратным, разборчивым почерком
Слайд 10Структура сочинения 15.3
Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления.
2. Основная часть:
а) формулирование тезиса;
б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта).
3. Заключение (вывод).
Слайд 11
Критерий оценивания
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок
в построении текста нет – 2 б.
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.
В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.
Слайд 12 По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.
Есть разные способы толкования лексического значения слова
Вступление. Тезис
Слайд 13
Комментарий
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Например:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Слайд 14
Критерий оценивания
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме
в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его – 1 б.
Экзаменуемый дал неверное определение
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Слайд 15
Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких
речевых клише:
Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
Как можно понять это определение?
Попробуем объяснить данное определение
Слайд 16
Основная часть. Аргументы
В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента
1) из
указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).
Примеры должны
соответствовать данному понятию;
иллюстрировать данное определение
Слайд 17
Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов
можно использовать следующие речевые
клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
Это определение можно доказать на таком примере.
В подтверждение приведу также пример из жизни.
Слайд 18
Критерий оценивания
С3К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён
из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.
Слайд 19Заключение. Вывод
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по
объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Слайд 20
Критерий оценивания
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.
Слайд 21
О почерке
Помните, что задания 1 (изложение) и
15 (сочинение) будут
проверять эксперты.
Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было
прочитать без труда
Слайд 22Знайте, что основные критерии оценивания Вашего сочинения таковы (по максимуму):
С3К1 Толкование
значения слова (дать определение и прокомментировать его) – 2 б.
С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б.
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения) - 2б.
С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б.
Максимальное количество баллов – 9
Слайд 23Практическая грамотность письменной речи (изложение + сочинение):
ГК1 Соблюдение орфографических норм (не
более 1 ошибки) – 2б.
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм (не более 2 ошибок) – 2б.
ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 1 ошибки) – 2б.
ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б.
ФК1 Фактическая точность письменной речи (нет ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов)- 2б.
Максимальное количество баллов – 10
Слайд 24Общее количество баллов: 39
Изложение (содержание; сжатие исходного текста несколькими способами (три
способа: исключение, упрощение, обобщение); смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения): 7 баллов
Задания 2-14 (вопросы с вариантами ответов и др.): 13 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание)
Часть 3. Сочинение-рассуждение: 9 баллов
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи: 10 баллов
Слайд 25Отметка выставляется по пятибалльной шкале
Отметка «2» - не более 14 баллов
Отметка
«3» - не менее 15 и не более 24 баллов
Отметка «4» - не менее 25 и не более 33 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 4 баллов!!!
Отметка «5» - не менее 34 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 6 баллов!!!