Презентация, доклад по русскому языкуЛексика и лексическое значение слова

Содержание

Цели урока: Познакомиться с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомиться с толковыми словарями

Слайд 1 ЛЕКСИКА
И
ЛЕКСИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

5 класс

ЛЕКСИКА ИЛЕКСИЧЕСКОЕЗНАЧЕНИЕ СЛОВА5 класс

Слайд 2Цели урока:
Познакомиться с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения

слова", познакомиться с толковыми словарями
Цели урока:  Познакомиться с определением понятий

Слайд 3Лексика – это словарный
состав языка.
Лексикология – это раздел
науки о языке, изучающий
лексику.

Лексика – это словарныйсостав языка.Лексикология – это разделнауки о языке, изучающийлексику.

Слайд 4Что такое лексика?
Лексикон – словарный запас одного человека.
От греч. lexicos

– относящийся к слову.
Что такое лексика?Лексикон – словарный запас одного человека. От греч. lexicos – относящийся к слову.

Слайд 5Возьмите на заметку
Обычный человек –
3 тыс. слов.


А.С. Пушкин – 24

тыс. слов.

Учёный-филолог – 11 тыс. слов.

Возьмите на заметкуОбычный человек – 3 тыс. слов.А.С. Пушкин – 24 тыс. слов.Учёный-филолог – 11 тыс. слов.

Слайд 6Лексическое значение слова
– это то, что обозначает
слово.
Лексическое значение слова
разъясняется

в толковых
словарях.
Лексическое значение слова – это то, что обозначаетслово. Лексическое значение словаразъясняется  в  толковыхсловарях.

Слайд 7Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях

Лексические значения слов можно посмотреть в  Толковых словарях

Слайд 8
В.И. Даль
составитель первого «Толкового словаря живого великорусского языка»

В.И. Даль  составитель первого «Толкового словаря живого великорусского языка»

Слайд 9ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
грамматическое
лексическое
Гитара – существительное женского рода,
III склонения, единственного

числа.

Гитара – струнный щипковый
музыкальный инструмент с деревянным
корпусом в форме восьмёрки.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВАграмматическоелексическоеГитара – существительное женского рода,III склонения,   единственного    числа.Гитара  –

Слайд 10Каждое слово имеет 2 значения
Лексическое
ЛЗ
Грамматическое
ГЗ
То, что слово обозначает
Слово как часть речи
Зима

– время года

Сущ. Ед.ч. Ж.р. И.п.

Каждое слово имеет 2 значенияЛексическоеЛЗГрамматическоеГЗТо, что слово обозначаетСлово как часть речиЗима – время годаСущ. Ед.ч. Ж.р. И.п.

Слайд 111. Лицо, руководящее коллективным
исполнением музыкального
произведения

или хором.

ДИРИЖЁР

Угадай слово

1. Лицо, руководящее коллективнымисполнением      музыкального произведения или хором. ДИРИЖЁРУгадай слово

Слайд 122. Плавучая гора, отколовшаяся от
прибрежного ледника.
АЙСБЕРГ

2. Плавучая гора, отколовшаяся отприбрежного ледника.АЙСБЕРГ

Слайд 133. Аппарат для чистки помещений или
вещей от пыли.
ПЫЛЕСОС

3. Аппарат для чистки помещений иливещей от пыли.ПЫЛЕСОС

Слайд 144. Руководитель предприятия или
учебного заведения.
ДИРЕКТОР

4. Руководитель предприятия илиучебного заведения.ДИРЕКТОР

Слайд 155. Действующее лицо в драме, романе,
повести, поэме.
ПЕРСОНАЖ
6. Поэтическое предание о

каком-
нибудь событии.

ЛЕГЕНДА

5. Действующее лицо в драме, романе,повести, поэме.ПЕРСОНАЖ6. Поэтическое предание  о  каком-нибудь событии.ЛЕГЕНДА

Слайд 167. Человек, который совершает
поездку в поезде,

на теплоходе,
самолёте или ином виде транспорта.

ПАССАЖИР

7. Человек,   который  совершаетпоездку  в  поезде,  на  теплоходе,самолёте или ином

Слайд 178. Больной, лечащийся у врача.

ПАЦИЕНТ

8. Больной, лечащийся у врача.ПАЦИЕНТ

Слайд 189. Минерал ярко-зелёного цвета.
МАЛАХИТ

9. Минерал ярко-зелёного цвета.МАЛАХИТ

Слайд 1910. Небольшой ящик для мелких вещей.
ШКАТУЛКА

10. Небольшой ящик для мелких вещей.ШКАТУЛКА

Слайд 2011. Очень большой.
ОГРОМНЫЙ
ГРОМАДНЫЙ
12. Вещь, хранимая как память о
прошлом

и являющаяся предметом
почтительного отношения.

РЕЛИКВИЯ

11. Очень большой.ОГРОМНЫЙГРОМАДНЫЙ12. Вещь,  хранимая  как память о прошлом и являющаяся предметомпочтительного отношения.РЕЛИКВИЯ

Слайд 2113. Лечебное заведение, оборудованное
для лечения и отдыха.
САНАТОРИЙ
14. Устное народное творчество.
ФОЛЬКЛОР

13. Лечебное заведение, оборудованноедля лечения и отдыха.САНАТОРИЙ14. Устное народное творчество.ФОЛЬКЛОР

Слайд 2215. Научный опыт.
ЭКСПЕРИМЕНТ
16. Цвет, средний между красным и
жёлтым, цвет апельсина.
ОРАНЖЕВЫЙ

15. Научный опыт.ЭКСПЕРИМЕНТ16. Цвет, средний между красным ижёлтым, цвет апельсина.ОРАНЖЕВЫЙ

Слайд 23ХЛЕБ
хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2)

Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова (посл.).
хлеб - хлеб тоже, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.).
хлеб - хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.
хлеб - хлеб средства к существованию, заработок Эта работа - верный х.
хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь.
хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [ в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).
ХЛЕБхлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.-

Слайд 24Кто это?
КОЛОБОК!

Кто это? КОЛОБОК!

Слайд 25КОЛОБОК
КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

КОЛОБОККОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

Слайд 26Чем похожи слова:
КОЛБАСА
КОЛОБОК
КОЛЕНО
КОЛЕСО

Чем похожи слова: КОЛБАСАКОЛОБОККОЛЕНОКОЛЕСО

Слайд 27КОЛОБОК
КОЛБАСА
КОЛЕСО
КОЛЕНО
От др.рус. слова КОЛО, т.е. КРУГЛЫЙ.

КОЛОБОККОЛБАСАКОЛЕСОКОЛЕНО  От др.рус. слова КОЛО, т.е. КРУГЛЫЙ.

Слайд 28 Определите грамматическое значение слов:

I
  ХОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ
II
СЛОВО БЫЛО БЫ.

ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п.
СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п.

Определите грамматическое значение слов:          I

Слайд 29
Слова нашего языка могут не только называть какие-либо явления действительности,

но и выражать положительное или отрицательное отношение говорящего к этим явлениям. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность (типа бабуся, миленький, духотища), бранные слова (мерзавец, негодяй) и междометия (Браво! Чёрт побери!) обладают яркой эмоциональной окраской.
Она называется эмоционально-экспрессивное значение слова.
Слова нашего языка могут не только называть какие-либо явления действительности, но и выражать положительное или отрицательное

Слайд 30Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении.
Какую

оценку людей они помогают нам выразить?
Попугай, лиса, пустой, железный, золотой.
Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении. Какую оценку людей они помогают нам выразить?Попугай,

Слайд 31Есть и слова, которые используются или только в разговорной речи, или

только в книжной. Они имеют добавочное стилистическое значение.
Эмоционально-экспрессивные слова встречаются в разговорной речи, в научных книгах такая лексика не используется.
Есть и слова, которые используются или только в разговорной речи, или только в книжной. Они имеют добавочное

Слайд 32Какие из слов часто употребляются в разговоре, а какие- в книжной

речи?

Антон внимательно смотрел своими круглыми, немного удивлёнными глазами на происходящее.
Стоит, как чучело, и бельмы на воду таращит.

Какие из слов часто употребляются в разговоре, а какие- в книжной речи? Антон внимательно смотрел своими круглыми,

Слайд 33 Мы с приятелем сидели на берегу и вели бессодержательный разговор.

Ира и Юля не слушали объяснения учителя, а были заняты пустой болтовнёй.
Мы с приятелем сидели на берегу и вели бессодержательный разговор.  Ира и Юля не слушали

Слайд 341. Как называется словарный состав языка?
2. Как называется словарный запас отдельного

человека?
3. Как называется наука, изучающая лексику?
4. Сколько значений имеет каждое слово?
5. Какие?
6. Какие добавочные значения есть у слова?

1. Как называется словарный состав языка?2. Как называется словарный запас отдельного человека?3. Как называется наука, изучающая лексику?4.

Слайд 35Рефлексия


1.Что я узнал сегодня?
2. Что понял?
3. Что не понял?

Рефлексия1.Что я узнал сегодня?2. Что понял?3. Что не понял?

Слайд 36РЕФЛЕКСИЯ
На этом уроке я понял( а)…
На этом уроке я узнал (а)
На

этом уроке у меня получилось…
На этом уроке мне было непонятно…
РЕФЛЕКСИЯНа этом уроке я понял( а)…На этом уроке я узнал (а)На этом уроке у меня получилось…На этом

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть