Слайд 2Дополнительная информация
Экзамен по ЕГЭ в 2015 году пройдет
28 мая (четверг).
Работа состоит из 2 частей.
Часть 1 — это 24 задания с кратким ответом.
Часть 2 —1 задание с развёрнутым ответом (сочинение).
Слайд 3Дополнительная информация
Среднее время выполнения одного задания 1-й части –
3–4 минуты. Ориентировочное время выполнения этой
части работы – 100 минут. Рекомендуемое время выполнения части 2, состоящей из одного задания с развёрнутым ответом, – 110 минут.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Слайд 4Дополнительная информация
Часть 1 24 33 59%
Часть 2 1 23 41%
Итого 25 56 100%
Слайд 5Дополнительная информация
Часть 1 24 33 59%
Часть 2 1 23 41%
Итого 25 56 100%
оценка «2» «3» «4»
«5»
баллы 0-23 24-56 57-71 от 72
Слайд 91. Вступление
Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного
текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, с собственного размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Слайд 11Основная часть
а) В основной части должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если
сделать это трудно самому, то можно посмотреть, как об этом говорит автор. Для этого еще раз необходимо прочитать текст и прокомментировать проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы и выделив в них микротемы: найти и выбрать главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.
Слайд 132. Основная часть
б) Четко изложить позицию автора текста, его мнение по
данной проблеме (найти предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – К3.
Слайд 152. Основная часть
в) Отработать К4 – изложение собственного мнения.
Слайд 18Точка зрения автора
согласие (несогласие) с его позицией
Слайд 20Точка зрения автора
согласие (несогласие) с его позицией
изложить собственное мнение
Слайд 21Точка зрения автора
согласие (несогласие) с его позицией
изложить собственное мнение
2 аргумента – доказательства
Слайд 22Точка зрения автора
согласие (несогласие) с его позицией
изложить собственное мнение
2 аргумента – доказательства
1. жизненный опыт,
Слайд 23Точка зрения автора
согласие (несогласие) с его позицией
изложить собственное мнение
2 аргумента – доказательства
1. жизненный опыт,
2. статья в газете или журнале,
художественная литература,
Слайд 24Точка зрения автора
согласие (несогласие) с его позицией
изложить собственное мнение
2 аргумента – доказательства
1. жизненный опыт,
2. статья в газете или журнале,
художественная литература,
пословицы и поговорки,
пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач
Слайд 253. Заключение
возвращаемся к проблеме
Слайд 263. Заключение
возвращаемся к проблеме
называем ее
Слайд 273. Заключение
возвращаемся к проблеме
называем ее
делаем вывод в 1-2 предложениях
Слайд 29Алгоритм работы над сочинением
Ищем проблему, прописываем ее
Слайд 30Алгоритм работы над сочинением
Ищем проблему, прописываем ее
Задаем к ней вопрос
Слайд 31Алгоритм работы над сочинением
Ищем проблему, прописываем ее
Задаем к ней вопрос
Комментируем проблему
с отрицательной стороны
Слайд 32Комментируем проблему с отрицательной стороны
И что в итоге? (Что ждет в
будущем?)
Мы будем… (=отвечаем на вопросы).
Разве этого мы хотим?
Разумеется, нет!
Поэтому мы должны, как справедливо заметил …,
следить… .
Слайд 33Алгоритм работы над сочинением
Ищем проблему, прописываем ее
Задаем к ней вопрос
Комментируем проблему
с отрицательной стороны
Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?»
Слайд 34Алгоритм работы над сочинением
Ищем проблему, прописываем ее
Задаем к ней вопрос
Комментируем проблему
с отрицательной стороны
Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?»
Личностная позиция
Слайд 35Алгоритм работы над сочинением
Ищем проблему, прописываем ее
Задаем к ней вопрос
Комментируем проблему
с отрицательной стороны
Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?
Личностная позиция
Аргументы
Слайд 36Алгоритм работы над сочинением
Ищем проблему, прописываем ее
Задаем к ней вопрос
Комментируем проблему
с отрицательной стороны
Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?
Личностная позиция
Аргументы
Вывод
Слайд 37Формулировки проблем
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или
кого-то)
на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то
или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
Слайд 38Формулировки проблем
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или
о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
Слайд 39Формулировки проблем
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития
русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры…
Слайд 40Шаблон 1
1(ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему…
Основная
проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …
Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает…
Слайд 41Шаблон 1
2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование).
Слайд 42Шаблон 1
2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование).
3. Позиция автора
данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).
Он считает, что…
Слайд 43Шаблон 1
4. Я согласен с … ( в том, что…).Во-первых, потому
что … Во-вторых,…
Слайд 44Шаблон 1
4. Я согласен с … ( в том, что…).Во-первых, потому
что … Во-вторых,…
Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
Слайд 45Шаблон 1
4. Я согласен с … ( в том, что…).Во-первых, потому
что … Во-вторых,…
Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
В качестве доказательства могу сказать следующее….
Слайд 46Шаблон 1
4. Я согласен с … ( в том, что…).Во-первых, потому
что … Во-вторых,…
Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
В качестве доказательства могу сказать следующее….
5. Краткий вывод.
Слайд 47Шаблон 2
Проблем в современном мире очень много. Одна из них –
проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Слайд 48Шаблон 2
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и
доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .
Слайд 49Шаблон 2
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его
точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
Слайд 50Шаблон 2
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его
точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
Слайд 51Шаблон 2
Я искренне благодарна автору за то, что он еще
раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Слайд 52Речевые обороты
Вступление
Можно начать с кратких сведений об авторе, о его творчестве,
если это имеет отношение к тексту.
Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в ….
Слайд 53Речевые обороты
Вступление
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня
роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
Слайд 54Речевые обороты
Вступление
со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например: Я не
раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...
Слайд 55Основная часть. Комментарии
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи,
но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ....
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о ..., автор подразумевает ...
Слайд 56Основная часть. Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает
) о ...
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ...
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о ..., но и о ... .Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ....
Слайд 57Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции:
Слайд 58Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции:
Слайд 59Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции:
Слайд 60Авторскую позицию можно прокомментировать,
умело используя частичное цитирование
Например:
а) Автор приходит к
интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
Слайд 61Авторскую позицию можно прокомментировать,
умело используя частичное цитирование
Например:
б) С.Соловейчик делится
с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Слайд 62Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту
на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...
Слайд 63Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту
на актуальную, злободневную тему:
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема ...не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...
Слайд 64Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
• На уроках ...я изучал в разделе
..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
Слайд 65Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
• Чтобы сделать свою точку
зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных ..., как ...
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что ...
• Признаться, я никогда раньше не читал о ..., так что текст ...заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Слайд 66
Вывод
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Например:
1) Прочитанный текст В.
Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
Слайд 67
Вывод
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Например:
2) Прочитав статью,
я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.