Слайд 1Дифференциация пунктуационных ошибок и способы их устранения
Подготовила: Котова Виктория Альбертовна
Учитель русского
языка и литературы
МОБУ гимназия 16
Слайд 2Цели и задачи:
Использовать методику, рассчитанную на развитие интереса к
гуманитарным отраслям, а также предоставить возможность закрепить общеобразовательные знания и навыки, повысить уровень грамотности и подготовить учащихся к успешной сдаче ОГЭ.
Слайд 3 Презентация посвящена некоторым сложным вопросам синтаксиса и пунктуации, дополнена
практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория здесь дана в малом объёме в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений. Синтаксический разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях, что будет способствовать осознанной постановке знаков препинания.
Слайд 4Цель:
Выработка пунктуационных навыков под руководством преподавателя. Можно использовать презентацию для
самостоятельной работы учащихся. Ко всем упражнениям даются ключи-ответы.
Слайд 5 К. Г. Паустовский в повести " Золотая
роза" вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Этот рассказ был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем. И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова...
"На следующее утро я прочёл рассказ и онемел, - вспоминает К. Паустовский. - Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. И действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...
- Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания".
И далее К. Г. Паустовский так определяет роль знаков препинания: " Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться".
Слайд 6 Система графических внеалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой
и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации - членение и графическая организация письменного текста;
Правила, определяющие нормы определения письменного текста, исторически сложившиеся в конкретном языке;
Раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания;
Пунктуация (от лат. «точка»)
Слайд 7 Главные функции знаков препинания - отделение или выделение элементов текста
и их групп.
Существуют два типа знаков препинания - парные и одиночные.
Одиночные: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.
Парные: двойная запятая и двойное тире, скобки, кавычки.
Слайд 8
В начале ХХ века была проведена реформа правописания; в части
знаков препинания рекомендовалось использовать их в соответствии с традиционными правилами с тенденцией к упрощению.
" Правила орфографии и пунктуации" 1956 года узаконили основное употребление разных знаков препинания по отдельности и в их сочетаниях и до настоящего времени являются главным регламентирующим документом.
Слайд 9Список разделов:
1. Простое предложение. Тире между членами предложения. Тире между подлежащим
и сказуемым (10-16 слайды).
2. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения (17-24).
3. Обособленные второстепенные члены предложения. Определения. Знаки препинания при обособленных определениях (25-29).
4. Приложения. Обособление приложений (30-34).
5. Обстоятельства. Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах и уточняющих обстоятельствах места (35-41).
6. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные слова и предложения. Обособление вводных слов (42-45).
7. Обращение. Обособление обращений (46-50).
8. Ответы к самостоятельным работам (51-67).
Слайд 10КОНСУЛЬТАЦИЯ 1
Простое предложение.
Тире между членами предложения.
Тире между подлежащим
и сказуемым.
Слайд 11при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в
именительном падеже ( Доброе начало - половина дела.);
если они оба выражены неопределённой формой глагола ( Жить - Родине служить.) или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой неопределённой формой глагола. (Большое искусство - уметь ждать.);
если оба главных члена выражены количественными числительными ( Трижды три - девять.) или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой - именем числительным (Скорость – шестьдесят километров в час.);
Тире между подлежащим и сказуемым ставится
Слайд 12между главными членами предложения, один из которых выражен инфинитивом, а в
составе другого есть наречие, ставится тире, если между подлежащим и сказуемым делается пауза. Как правило, при наречии в этом случае бывают указательные частицы "это", "вот", "вот что" и т.п.;
если один главный член выражен инфинитивом, а другой - наречием на -о в том случае, когда между главными членами предложения делается пауза, например: Это весело - кататься на лодке (Сравните без паузы: Кататься на лодке весело);
если сказуемое выражено фразеологическим оборотом(Зарплата у него - будь здоров.).
перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему (Понять - значит простить.);
Слайд 13Если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой -
существительным в именительном падеже или личным местоимением ( Это чья книга? Вы кто?);
Если сказуемое выражено именем прилагательным ( Погода несносная.).
Тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - именительным падежом существительного ( Я инженер). В то же время оно ставится при наличии паузы между подлежащим и сказуемым ( Он - гений).
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится
Слайд 14Тире на месте сказуемого
Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного,
когда пропущенное сказуемое восстанавливается из предшествующего предложения. (Маша приехала из Тулы, Катя - из Саратова.)
В полных предложениях без глагола - сказуемого:
В двучленных заголовках, лозунгах с чётким интонационным делением на две части, основу которых составляют существительные, отвечающие на вопросы кто - чему? кто - куда? что - как? что - где? что - кому? и т.д. (Новаторы - производству! Мир - народам!);
При опущенных сказуемых - глаголах действия, движения, сообщения. (Собака - за котом. Кот - за дверь.).
В полном предложении с опущенным глаголом-сказуемым тире может ставиться и не ставиться в зависимости от наличия или отсутствия паузы. (В этом - вся суть. В этом вся суть). В то же время нужно отметить, что в большинстве случаев при произнесении таких предложений пауза присутствует. (Мы крикнули. В ответ - полное молчание. Только Васька хотел схватить воробья, как он - в окно.)
Слайд 15Самостоятельная работа №1
Вариант 1. Перепишите, расставьте пропущенные знаки препинания.
1. Ведь я сочинитель. Человек, называющий всё по имени, отнимающий аромат у живого цветка(Бл.).2. Критика это целеустремлённый, напряжённый мозг искусства. Критика составляет часть искусства.(А.Т.). 3. Луна словно репа, и звёзды фасоль. " Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль! Ещё тебе, мамка, сказу поновей: хорошее дело взрастить сыновей"(Пр.). 4. Расстояние не помеха ни для смеха ни для вздоха. Удивительно мощное эхо. Очевидно, такая эроха! (Мар.).5. Дневные звёзды это чудо, конечно, оно существует на самом деле, оно правда, я-то знаю!(Бер.). 6. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сел.).
Слайд 16 Вариант 2. Перепишите, расставьте пропущенные знаки препинания.
1.
" Двадцать семь моё феральное число, - думал я несколько минут спустя, - досчитаю до двадцати семи и тогда..."(Куп.). 2. Старший сын не знает равных. Ноги брёвна. Грудь гора. Он один стоит, как лавра, средь мощеного двора. Со двора на раздорожье он выходит как война. У него усы как вожжи, борода что борона(Пр.). 3. " Искать друзей в будущем удел одиночества", - сказал Кульков(Леон.). 4. Мы звёздное племя крылатых людей (Ош.). 5. Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. Мои нервы натянуты, как провода, между городом Нет и городом Да(Евт.). 6. Стрелкой несётся остренькая вёрткая рыбёшка, за нею вторая(Кетл.).
Примечание: феральное - роковое число. - Авт.
Слайд 17 Консультация 2
Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Слайд 18Запятая ставится:
Между однородными членами предложения, не соединёнными союзами: (Всё зашевелилось, проснулось,
зашумело, заговорило (И.С.Тургенев));
Между однородными членами, соединёнными с помощью повторяющихся союзов: Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было. (А.П.Гайдар); С чужими я либо робел, либо важничал.(М.Горький);
Не ставится:
Между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: Зайду проведаю. Купи поди.;
В устойчивых выражениях, представляющих собой смысловое и интонационное единство двух однородных членов, например: За всё про всё её бранят (И.А. Крылов).
Часто однородные предложения присоединяются посредством союзов, при них бывают обобщающие слова.
Между однородными членами, соединёнными одиночными соединительными и разделительными союзами, запятая не ставится. ( После глагола может быть прямое и/или косвенное дополнение.)
Между однородными членами, соединёнными противительными союзами, запятая ставится (Я хотел прийти, но заболел.).
Слайд 19
Если за однородными членами, не соединёнными союзами, следуют однородные члены, соединённые
повторяющимися союзами, то запятая ставится сразу перед первым союзом: А вокруг были дым, и бой, и смерть.(Б.Л.Горбатов); Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив. ( А.С.Пушкин.)
Если два первых однородных члена, соединённые союзом и, образуют тесную группу (смысловую и интонационную), к которой при помощи этого же союза присоединяется третий член: Он хорошо сложен и крепок и (ещё) необычайно красив.
Между двумя нераспространёнными однородными членами-антонимами, соединёнными повторяющимися союзами и составляющими фразеологический оборот (и стар и млад, и смех и горе, ни туда ни сюда, ни конца ни края и т.п.), запятая не ставится. Между двумя распространёнными однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и составляющими фразеологизм, ставится запятая. ( Ни богу свечка, ни черту кочерга).
Если однородные члены соединены парными градационными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза: ( Она не столько красива, сколько обаятельна.) Внутри градационных союзов не то что...а, не то чтобы...а/но перед что и чтобы запятая не ставится. ( Она не то чтобы красива, но обаятельна.) Перед словами хотя и если, составляющими
Парные градационные союзы хотя...но, если...то, в простом предложении ( в отличие от сложного) запятая не ставится (Она хотя не красива, но обаятельна. Она если и не красива, то обаятельна.).
Слайд 20 Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами
Однородные члены в
конце предложения после обобщающего слова:
Перед однородными членами ставится двоеточие ( Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы.);
Если после обобщающего слова перед однородными членами стоят слова «как-то», «а именно», «то есть», «например», то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие (Около дома росли старые фруктовые деревья, а именно: яблони, груши, сливы);
Иногда двоеточие перед однородными членами ставится при отсутствии обобщающего слова. Двоеточие перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова может ставиться после сказуемого, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление. (На заседании присутствовали: Иванов, Петров, Сидоров.) В устной речи это будет подчёркнуто паузой после глагола.
Как показывают примеры, функцию обобщающего слова в этих случаях выполняет сказуемое, непосредственно предшествующее однородным членам - подлежащим.
Если однородные члены выражены собственными именами лиц, географическими наименованиями и т.д., то они выполняют роль определения-приложения по отношению к предшествующему существительному. После такого существительного знаки препинания не ставятся. (Ученики Иванов, Петров, Сидоров на урок не пришли.)
Слайд 21Однородные члены перед обобщающим словом:
После однородных членов перед обобщающим словом ставится
тире. ( Яблони, груши, сливы - старые фруктовые деревья росли перед домом.) Если после однородных членов стоит вводное слово, тире ставится перед ним, а после него - запятая. ( Яблони, груши, сливы - словом, фруктовые деревья росли перед домом.)
Однородные члены в середине предложения после обобщающего слова:
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире. ( Старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы - росли прямо перед домом.)
Слайд 22Знаки препинания при повторяющихся словах
Если повторяющееся слово логически выделяется автором (
обычно в этом случае при нём есть частица или зависимые слова), то оно выделяется запятыми (или тире) с двух сторон: ( Вам, только вам, я могу рассказать об этом. Тут Саша - именно Саша - сказал всем правду.)
Между одинаковыми словами, повторяющимися с интонацией перечисления ставится запятая. ( Леса, леса были кругом. Голоса разносились далеко, далеко.)
Если повторяющееся слово(или сочетание с ним) присоединяется союзом и, то запятыми оно не отделяется и не выделяется ( Учиться и ещё раз учиться.), но в случае смыслового подчёркивания и интонационного выделения оно обособляется запятыми или тире.( Здесь нужно терпение, и только терпение. Это была победа - и важная победа.) Такие повторяющиеся слова близки по своей функции к присоединительным членам предложения.
Не ставится запятая перед повторяющимся словом с частицей не. В этом случае они образуют одно смысловое целое: Страшно не страшно, а на душе как-то строго.( Н.С.Лесков); Дождь не дождь, а паши.(М.Шолохов.) Также не ставится запятая перед повторяющимся словом с частицей так: Пропаду так пропаду, всё раквно.( Ф.М.Достоевский.)
Сложные слова, образованные путём повтора( кто-кто, едва-едва), а также два одинаковых слова, образующие смысловое и интонационное единство (старый-старый, ехал-ехал), пишутся через дефис.
Слайд 23САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки
препинания. Объясните расстановку знаков препинания при однородных и неоднородных определениях. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Белым розовым цветут сады(Луг.). 2. Это была длинная плоскодонная тупоносая нанайская лодка(Кетл.). 3. Катя и Валька шли рядом на лыжах по тихой озарённой звёздами тайге(Кетл.). 4. Улетают птицы за море, миновало время жатв, на холодном сером мраморе листья жёлтые лежат(Кед.). 5. Я люблю твои золотые переменчивые глаза(Чур.). 6. Потянулась вялая глухая лишённая всякого умственного интереса жизнь(С.-Щ.). 7. А когда над рекой раздольной наступает заката час, приплывает к нему просмоленный рассекающий синь баркас(Соф.). 8. По небу неслись быстрые чёрные облака(Кетл.). 9. Лиденька уж видела этого парня, худенького забавного суетливого с большими пламенными глазами под лохматыми бровями(Кетл.).
Слайд 24 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните расстановку знаков
препинания при однородных и неоднородных определениях. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Взмахнув руками, он повернулся на месте и боком повалился в нетронутый ласковый снег(Кетл.). 2. Был ветреный летний день(С.Н.). 3. Глубокая мёртвая затягивающая, как омут, стояла тишина(С.Н.). 4. Какие-то другие противоречивые чувства томили этого странного человека(Кетл.). 5. Он потянулся, сладко позёвывая и щуря свои большие тюленьи глаза, и, повернув голову,стал смотреть, как Федосевич работает(Ст.). 6. За кормой развевался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг(Кат.). 7. По пути нам было целое поле цветущей синей медоносной травы фацелии(Пришв.). 8. Потом сидевший ударил по клавишам, и стало ясно, что у этого музыканта своя особая техника игры(Тих.). 9. В этих местах растёт густой смешанный лес с преобладанием кедра(Арс.). 10. Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский тёплый женский глаз(Л.-К.).
Слайд 25КОНСУЛЬТАЦИЯ 3
Обособленные второстепенные
члены предложения.
Определения.
Знаки препинания при
обособленных определениях.
Слайд 26 Обособляются, (отделяются запятой), а в середине предложения выделяются
с двух сторон запятыми согласованные определения, распространённые ( выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами) и одиночные:
Стоящие после определяемого слова (Трава, покрытая росой, блестела на солнце.). Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, также, как правило, обособляются, так как намеренно выделяются, подчёркиваются автором (А Маша, наивная, была уверена в его любви.). Большую роль при обособлении одиночных определений играет интонация (Ветер, сильный, неприятен. Ветер сильный неприятен.);
Стоящие перед определяемым словом только в том случае, если имеют добавочное обстоятельственное (причины, условия, уступки, времени) значение (Оглушённый сильным ударом, милиционер ничего не понял.);
Стоящие перед личным местоимением (Молодая и красивая, она нравилась мужчинам.);
Отделённые от определяемого слова другими словами (В комнате, принаряжённая и важная, сидела бабушка.).
Слайд 27 Обособляется особый вид согласованного определения – приложение:
Среди несогласованных
определений обособляются при помощи тире определения, выраженные неопределённой формой глагола, перед которыми можно поставить «а именно» (Он приехал с одним желанием - учиться.).
Обособляются определения, выступающие в роли уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения, а также несогласованные определения, выраженные сравнительным оборотом.
Следует помнить, что автор может обособить любое согласованное несогласованное определение, если оно, по его мнению, выделяется интонационно.
Слайд 28Самостоятельная работа 3
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки
препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Нарисуйте схемы этих предложений.
1. Над землёй поседевшей от пепла и дыма в той степи, где о битвах звенят ковыли, мимо древних курганов зарёю багримы косяками на запад идут журавли (Конд.). 2. Лошади вытянувшие чёрные головы и всадники согнувшиеся под ними показались на мгновение на более светлом фоне неба и тотчас же исчезали во тьме, перевалив сюда, в низину( Фад.). 3. И понял я, что землю молодую за много лет исхоженную мной родную нашу землю во всей подробности земной( Щип.). 4. Над землёй погружённой в ночную тьму раскинулся тёмный небесный свод с миллионами звёзд переливавшихся цветами радуги( Арс.). 5. В общем, битый тётрый жжёный раной меченный двойной в сорок первом окружённый по земле он шёл родной (Тв.). 6. Глаза сына горели красиво и светло; опираясь грудью на стол, он подвинулся ближе к ней и говорил прямо в лицо мокрое от слёз свою первую речь о правде понятой им (М.Г.).
Слайд 29 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните расстановку
знаков препинания при однородных и неоднородных определениях. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Нарисуйте схемы этих предложений.
1. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М.Г.). 2. Эта толпа людей пёстро одетых с загорелыми лицами и с беличьими хвостиками на головных уборах производила странное впечатление( Арс). 3. Побрёл я маленький усталый до удивленья невысок и ночью дымной ночью алой пристал к бредущим на восток (Евт.). 4. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал ( Ш.). 5. Он осмотрелся и вдруг увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит, быстро разгораясь ( Б. П.). 6. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (З.).
Слайд 30Консультация 4
Приложения.
Обособление приложений.
Слайд 31Одиночное нераспространённое приложение, выраженное именем существительным, обычно не обособляется, а прикрепляется
к определённому нарицательному существительному с помощью дефиса
(осетин-извозчик) или без его помощи, если выражено именем собственным и стоит перед определяемым словом .
Приложение, стоящее после собственного имени ( чаще всего географического названия), присоединяется дефисом, сравните: Москва-река, река Москва; Байкал-озеро, озеро Байкал.
Обособляется запятыми приложение ( нераспространённое и распространённое), стоящее при личном местоимении, например, Мы, учителя, боялись Беликова. (А.П.Чехов.)
Распространённое приложение внутри предложения, как правило, выделяется запятыми , а в конце предложения отделяется запятой, например, Врач, красивая женщина лет тридцати, была в кабинете одна. Говорила больше мать, дама с седыми волосами. ( И. С. Тургенев)
Слайд 32С помощью тире может выделяться ( или отделяться в конце предложения)
распространённое приложение, а иногда и одиночное при наличии определённой интонации, значительных пауз, например, Я не особенно люблю это дерево – осину. ( И. С. Тургенев); Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы. ( Н. В. Гоголь.)
Тире также ставится после нескольких однородных приложений перед определяемым словом, например, Автор замечательных произведений для детей, блестящий переводчик, поэт и драматург – Маршак занял видное место в отечественной литературе.
Приложение может присоединяться к определяемому слову союзом как в значении в качестве. В отличие от определения, выраженного сравнительным оборотом, такое приложение не обособляется, если стоит в конце предложения ( Я рассказал тебе это как другу). Если же оно стоит перед определяемым словом, то выделяется интонационно, а на письме – запятыми: Как друг, Валерий не мог отказать ему.
Слайд 33Самостоятельная работа 4
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки
препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Мироновну и вышел ей навстречу ( Фад.). 2. Ах, будь она эта война проклята…(А. Т.). 3. Но Арине Петровне как женщине не терпящей, чтобы течение её мыслей было чем бы то ни было прерываемо, движение Порфиши не понравилось (С.-Щ..). 4. Гусев мало-помалу начинает различать своего соседа по койке Павла Ивановича ( Ч.) 5. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Т.). 6. Плыли поперёк реки длинные лодки нагруженные пехотинцами безбородой молодёжью; разинув рты, озирались они на невиданное скопление казаков коней телег (А.Т.). 7. Председателя артели онт знал давно. Это был его сверстник по прозвищу Рудня крестьянин соседнего села (Ф.). 8. Хазов вывинтил чоп пробку в днище, и вода журчащим фонтаном забила в шлюпку ( Соб.). 9. Он всем по сердцу приходился сразу красавец балагур и острослов. Черноволосый статный кареглазый крестьянский парень капитан Орлов! ( Сур.). 10. В таинственном храме весенних теней, мечтатель, он встретился с грёзой своей. ( Бр.).
Слайд 34 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический
разбор выделенных предложений.
1.Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Н. П.). 2. Он считал, что из Вани выйдет художник-ботаник или, как он выражался, «флорист» ( Пауст.). 3. Он приветливо смотрел на Сергея, которого знал уже как активного и сознательного хорошо грамотного бойца ( Кетл.). 4. Я чувствую, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем ( Л. Т.). 5. В моей деревне, что стоит высоко, есть озеро по имени Кайдор всё в звёздах лилий и в кудрях осоки ( Фед.). 6. Человек до дна прозрачный стойкий и верный она хотела, чтобы и все вокруг были такими ( Наг.). 7. Я Зотов Семён Васильевич заявляю, что выведенный мною новый сорт ячменя « шестигранного» я передаю в полное распоряжение совхозу на благо нашей великой Родины( Сол.). 8. И за всей вокруг пальбою за разрывами в дыму он следит владыка боя и решает, что к че5му ( Тв.). 9. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня ( Сур.). 10. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Пауст.).
Слайд 35Консультация 5
Обстоятельства.
Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах
и уточняющих обстоятельствах места.
Слайд 36Всегда обособляются, т.е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются запятыми
обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом (Устав от разговоров, он вышел в сад. Кот, завидев собаку, бросился бежать.).
Одиночные деепричастия почти всегда обособляются (Уходя, гасите свет. Гасите, уходя, свет.). Не обособляются только одиночные деепричастия, стоящие непосредственно за глаголами-сказуемыми, тесно связанные с ними и не выделяющиеся интонационно, например, Свет гасите уходя. Мальчик шёл прихрамывая. Татьяна любит не шутя
(А. С. Пушкин). Не обособляются и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия : бежал сломя голову, работал спустя рукава, слушали затаив дыхание, не сидели сложа руки и т.п.
Слайд 37Как правило, (но не всегда), обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря
на, невзирая на (Всё иже, несмотря на принятое решение, Максим решил увидеться с ней ещё раз.).
Всегда обособляются обстоятельства, играющие роль уточняющих ( Там, за рекой, уже сел туман.), пояснительных ( В то время, именно год назад, я встречался с ним часто.) и присоединительных ( Везде, в том числе и в лесу, было жарко.) членов предложения; уточняющие обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом ( Он вздрогнул, как от удара.).
В то же время следует помнить, что любое обстоятельство может быть обособлено, если автор хочет выделить его в предложении, например, И потом он встречал её в городском саду и на сквере, по нескольку раз в день. ( А. П. Чехов); И тишина, от времени, становилась всё зловещей. ( М. Горький).
Слайд 38Самостоятельная работа 5
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные
знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
Алексей вздохнул убрал фотографию в карман гимнастёрки пружинисто вскочил стряхивая с себя колдовское очарование этой ночи и хрустя валежником сбежал в свою землянку, где уже сладко и заливисто храпел его ведомый по-богатырски раскинувшись на узком солдатском ложе (Б.П.). 2. Его всегда интересовали и казались ему загадочными те случаи, когда задумавшись о каком-нибудь предмете или читая о чём-нибудь в книге он тотчас слышал рядом с собою разговор о том же самом (Куп.). 3. Цепляясь за перила шатаясь со стоном сходил он со ступенек крыльца бросался в мокрую росистую траву и прижавшись всем телом к влажной ещё державшей дневное тепло земле плакал ( Б. П.). 4. И встав с этого места Байрон произносил свою первую речь в палате лордов едва ли не самую смелую речь с тех пор, как заседает палата. (С. Л.). 5. Волны сильно плещут о плоты, брёвна прыгают, и Митрий покачиваясь на ногах крепко прижимается к рулю боясь упасть ( М. Г.). 6. В передвижении современного человека по планете есть что-то небрежно-щегольское. То он положив локоток на опущенное боковое стекло мчится с ветерком на автомашине то откинувшись удобно на спинку кресла летит в самолёте и позавтракав в Москве думает о том, чем будет обедать в Новосибирске, то сладко спит на ломких от крахмала простынях убаюканный мягким ходом вагона ( С. Н.). 7. У костра вытаращив испуганные глазёнки держась одной рукой за кнут а другую в болтающемся рукаве приподняв точно защищаясь стоял худенький черноголовый мальчишка в лаптях в изорванных штанишках в длинном не по росту пиджаке обёрнутом вокруг тела и подпоясанном пенькой ( Фад.). 8. Расходится народ. Уснув осталися под ивой наши странники, и тут же спал Ионушка смиренный богомол (Н.). 9. Фея стояла на одном из тех маленьких холмиков, под которыми живут суслики и кроты, и простирая руки к лесу пела ( М. Г.).
Слайд 39 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте
синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки, а просыпаясь приговаривал: « Знатно! На два года отосплюсь» ( Кетл.). 2. У путников были серьёзные причины, чтобы доезжая до Лондона выйти из лондонского дилижанса и сказать случайным попутчикам, что они пересядут в почтовую карету идущую в маленький городок в сторону Лондона ( С. Л.). 3. Челкаш оскалив зубы приподняв голову огляделся вокруг и прошептав что-то снова улёгся ( М. Г.). 4. Пока я накинув на себя сюртук вставлял и зажигал новые свечи, он сидел около стола и протянув ноги на кресло обрезывал книгу ( Ч.). 5. Офицер ехал рысью но увидев Володю приостановил лошадь около него вгляделся ему в лицо отвернулся и поехал прочь ударив плетью по лошади ( Л.Т.). 6. С высоты заводской трубы видно, как припадая к земле спотыкаясь неудержимо идут вперёд цепи большевиков ( Н. О.). 7. « К оружию… По местам!» - кричал Телегин вскакивая и смутно сквозь пыль различая задранную одним колесом кверху пушку и людей злобно подскочивших к ней ( А.). 8. Привалов поднялся из-за стола и не обращая внимания на загораживавших ему дорогу новых друзей кое-как выбрался из буфета ( М. – С.). 9. Издалека томясь от слёзной муки играя снежной белизной плеча заламывая молнии, как руки, шаль тёмную по травам волоча она (туча) плыла. Весь мир припал и замер истосковавшись ждал: придёт гроза ( Яш.).
Слайд 40 Самостоятельная работа №6
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные
знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Сделайте разбор художественных средств в предложении 3, взятом из стихотворения Н. Заболоцкого.
1. В то же самое утро часу в двенадцатом молодая дама сидела в одной из трёх комнат маленькой дачи шила и вполголоса напевала французскую песенку бойкую смелую ( Чер.). 2. И там вдали метрах в семистах от шоссе чернели верхушки ивняка ( Ю. К.). 3. В государстве ромашек у края, где ручей задыхаясь поёт, пролежал бы всю ночь до утра я запрокинув лицо в небосвод ( З.). 4. На другой день 27-го числа после десятичасового сна Володя свежий бодрый рано утором вышел на порог блиндажа ( Л.Т.). 5. Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою ( Ис.). 6. Пять лет тому назад осенью на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей ( Т.). 7. Сюда в эту тишину приехал он, чтобы подумать над тем, как складывается жизнь и что с этой жизнью делать ( Н.О.).
Слайд 41 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте
синтаксический разбор выделенных предложений. Перечитайте предложение 8. Эти замечательные строки принадлежат В. Распутину. Напишите свою миниатюру, в которой попробуйте описать реку, небо, горы и т.п.
1. Около меня солнце ещё светило горячо и тускло, нот там за рожью не слишком далеко тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона (Т.). 2. Наутро из-за океана из солнечной чешуи поднялся островок ( А. Т.). 3. На другой день 3 марта во втором часу пополудни двести пятьдесят человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода князя Багратиона ( Л.Т.). 4.Из провала тучи из-за оранжевого окрашенного солнцем края широким веером косо ниспадали солнечные лучи ( Ш.). 5. На другой день в восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там Долохова Денисова и Ростова ( Л.).). 6. Ночью на земле колхозной сторож главное лицо ( Тв.). 7. Вон там на склоне неба что-то чернеет растёт в грозовую тучу и отделившись от горизонта серым быстрого движущимся широким столбом приближается к клиперу с наветренной стороны (Ст.). 8. Река светилась как бы изнутри из своей глубины и переливаясь из конца в конец блестела чёткой густо-синей лентой таинственной и холодно-сказочной, над которой в воздух поднималось бледное и призрачное сияние ( Рас.).
Слайд 42Консультация №6
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Вводные слова и предложения.
Обособление
вводных слов.
Слайд 43Вводные слова, словосочетания и предложения обособляются, выделяются запятыми (Конечно же, он
не придёт. Он, конечно, не придёт. Он не придёт, конечно.).
Если вводное слово стоит после однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире, а после него запятая, например: Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции лежали на письменном столе.
Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза запятой в том случае, если его можно опустить или переставить в другое место предложения (Он не пришёл, а, кстати сказать, мог бы. - Он не пришёл, а мог бы. Он опаздывает и вовсе не придёт, наверное. - Он опаздывает и, наверное, вовсе не придёт.). Если этого сделать нельзя, то запятая ставится перед союзом: Несчастье не только его не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее (И. С. Тургенев).
Если предложение начинается с союза а, и, однако или любого другого, указывающего на связь высказывания с предыдущим, а за ним следует вводное слово, то между союзом и вводным словом запятая не ставится: И правда, он пришёл. Но кажется, дождь ещё не кончился. А по-моему, он трус.
Вводные предложения, особенно небольшие, могут также выделяться запятыми (Он, я думаю, не придёт). Кроме того, они иногда выделяются с помощью тире (Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей. (И. С. Тургенев)) и скобок (Я (это говорили все мои учителя) не умел отвечать на экзаменах).
Слайд 44Самостоятельная работа № 7
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные
знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Татьяна Петровна решила выступать в лазаретах их было несколько в городе (Пауст.). 2. В эту минуту с ним случилось то, что случается с человеком очень привыкшим ко всем предметам стоящим у него скажем на письменном столе и вдруг на один из них взглянувшим так, как будто его никогда не видел ( Сим.). 3. Деревня казалось спала несмотря на поздний час: было около восьми утра. Кое-где правда курились на избах дымки ( Сол.). 4 Итак в истории Веры Павловны является новое лицо ( Чер.). 5. « Тогда не правда ли в пустыне вдали от суетной молвы я вам не нравилась?» (П.). 6. Лесники с любопытством поглядывали на Леонтьева. Хоть и городской говорят писатель а обходительный человек и глядя по рукам и комплекции мужик сноровистый и здоровый ( Пауст.). 7. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это как я и не сомневался Зябликов ( Ст.).
Слайд 45 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте
синтаксический разбор выделенных предложений.
«Скажу кратко и простите совершенно твёрдо. Каковы бы ни были чувства между вами и моей дочерью и в какой стадии развития они не находились, скажу заранее: она конечно совершенно свободна, но буде пожелает например связать себя с вами какими-либо прочными узами и спросит на то моего так сказать благословения, то получит от меня решительный отказ» ( Бун.). 2. Объявил он об этом маленькому негру больше знаками, которые были на этот раз быстро поняты поправившимся и повеселевшим мальчиком казалось уже забывшим недавнюю близость смерти ( Ст.). 3. Дождь прекратился но должно быть временно: лохматые тучи курились низко прямо над вершинами влажного леса (Рек.). 4. И если мечтателю ночью не спится, то значит мечтатель на подвиг готов (Конд.). Она шла не самонадеянно а напротив с сомнениями, не ошиблась ли она (Гон.). 5. По его словам птицы любят двигаться против ветра ( Арс.). 6. Тёрки много ли дремал он землю-мать прижав к щеке слышит: « Тёркин, к генералу на одной давай ноге» (Тв.).
Слайд 46Консультация №7
Обращение.
Обособление обращений.
Слайд 47
Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине
предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми (Дорогой мой, давно же я тебя не видел! Давно же, дорогой мой, я тебя не видел!).
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с прописной буквы: Старик! О прежнем позабудь…(М. Ю. Лермонтов).
Восклицательная частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него знаками препинания (О мой дорогой! Как я давно тебя не видел!). Но если о является междометием, выражающим удивление, то после него ставится запятая или восклицательный знак (О, Михаил Иванович, вы уже пришли?).
Слайд 48
Если перед повторяющимся обращением стоит частица а, то она не отделяется
от обращения знаками препинания (Мам, а мам, купи мороженого!). В отличие от частицы, междометие а выделяется (А! Так ты хочешь мороженого!).
Если распространённое обращение разбито на части (т.е. прервано другими словами, что часто встречается в поэзии), то каждая из частей обособляется запятыми: Крепче, конское, бей копыто… (Э. Г. Багрицкий)
Между двумя обращениями, соединёнными соединительными неповторяющимися союзами, запятая не ставится: Здравствуй, солнце да утро светлое! (Н. Н. Никитин)
Слайд 49Самостоятельная работа 8
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки
препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
Сумрак тихий сумрак сонный лейся в глубь моей души тихий томный благовонный всё залей и утиши (Тют.). 2. Мёрзлый грунт долби лопата танк дави греми лопата штык работай бомба бей (Тв.). 3. Дорогая синеглазая праздник мой в моей судьбе всё, что в этой песне сказано, будет только ог тебе (Пр.). 4. Не зови меня ты воля не зови в поля!(Бл.). 5. В твоей тоске о Русь И даже мглы ночной и зарубежной я не боюсь ( Бл.). 6. Приснись мне на лыжах бегущая Сольвейг не дай умереть не увидев тебя! (Пр.). 7. Звени звени златая Русь волнуйся неуёмный ветер (Ес.). 8. Вот плывут над Ладогою зори будто обожжённые войной, здравствуй море с голубой и синею волной (Пр.). 9. Вставай творящий чудеса! Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Ж.).
Слайд 50 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте
синтаксический разбор выделенных предложений.
До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Тв.). 2. Наши сёстры в полутёмном зале мы о вас ещё не написали (См.). 3. Тебе мой товарищ я отдаю стиха своего угловатую нежность(Сур.). 4. Что конь немалый мы с тобой по свету дали крюк?.. По той а может не по той дороге едем друг?.. Не видно, близко ль, далёко ль, куда держать чудак Не знаю конь. Гадаю конь. Кидаю так и так… (Тв.). 5. Тёркин стой.Дыши ровнее ближе подпусти Тёркин целься Бей вернее Тёркин Сердце не части (Тв.). 6. Ну что ж, взгляни на наш колхоз товарищ Моргунок (Тв.). 7. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Тв.). 8. Прошла война прошла страда , но боль взвывает к людям: давайте люди никогда об этом не забудем! (Тв.). 9. Откройтесь жарой налитые просторы, разлейтесь до самых небес зеленя, расширься гуденье соснового бора, и ветер калужский ударь на меня! (Луг.)
Слайд 51Ответы к самостоятельным работам
Слайд 52Простое предложение. Употребление тире между членами предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Самостоятельная работа №1.
Вариант 1.
1. Ведь я - сочинитель. Человек, называющий всё по имени, отнимающий аромат у живого цветка (Бл.). 2. Критика - это целеустремлённый, напряжённый мозг искусства. Критика - составляет часть искусства (А.Т.). 3. Луна словно репа, и звёзды - фасоль. «Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль! Ещё тебе, мамка, скажу поновей: хорошее дело - взрастить сыновей» (Пр.). 4. Расстояние не помеха ни для смеха, ни для вздоха. Удивительно мощное эхо. Очевидно, такая эпоха! (Мар.). 5. Дневные звёзды - это чудо, конечно, оно существует на самом деле, оно - правда, я-то знаю! (Бер.) 6. Быть счастливым - это ведь и значит не бывать несчастным (Сел.).
Слайд 53 Вариант 2.
1. «Двадцать семь - моё феральное
число, - думал я несколько минут спустя, - досчитаю до двадцати семи и тогда...» (Куп.). 2. Старший сын не знает равных. Ноги - брёвна. Грудь - гора. Он один стоит, как лавра, средь мощеного двора. Со двора на раздорожье он выходит, как война. У него усы как вожжи, борода что борона (Пр.). 3. «Искать друзей в будущем - удел одиночества», - сказал Кульков (Леон.). 4. Мы звёздное племя крылатых людей (Ош.). 5. Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. Мои нервы натянуты, как провода, между городом Нет и городом Да (Евт.). 6. Стрелкой несётся остренькая вёрткая рыбёшка, за нею - вторая (Кетл.).
Примечание: феральное - роковое число. - Авт.
Слайд 54Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Самостоятельная работа №2.
Вариант 1.
1. Белым, розовым цветут сады (Луг.). 2. Это была длинная плоскодонная тупоносая нанайская лодка (Кетл.). 3. Катя и Валька шли рядом на лыжах по тихой, озарённой звёздами тайге (Кетл.). 4. Улетают птицы за море, миновало время жатв, на холодном сером мраморе листья жёлтые лежат (Кед.). 5. Я люблю твои золотые, переменчивые глаза (Чур.). 6. Потянулась вялая, глухая, лишённая всякого умственного интереса жизнь (С.-Щ.). 7. А когда над рекой раздольной наступает заката час, приплывает к нему просмоленный, рассекающий синь баркас (Соф.). 8. По небу неслись быстрые чёрные облака (Кетл.). 9. Лиденька уж видела этого парня, худенького, забавного, суетливого, с большими пламенными глазами под лохматыми бровями (Кетл.).
Слайд 55 Вариант 2.
1. Взмахнув руками, он повернулся на
месте и боком повалился в нетронутый ласковый снег (Кетл.). 2. Был ветреный летний день (С.Н.). 3. Глубокая, мёртвая, затягивающая, как омут, стояла тишина (С.Н.). 4. Какие-то другие, противоречивые чувства томили этого странного человека (Кетл.). 5. Он потянулся, сладко позёвывая и щуря свои большие, тюленьи глаза, и, повернув голову, стал смотреть, как Федосевич работает (Ст.). 6. За кормой развевался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг (Кат.). 7. По пути нам было целое поле цветущей синей медоносной травы фацелии (Пришв.). 8. Потом сидевший ударил по клавишам, и стало ясно, что у этого музыканта своя, особая техника игры (Тих.). 9. В этих местах растёт густой смешанный лес с преобладанием кедра (Арс.). 10. Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский, тёплый женский глаз (Л.-К.).
Слайд 56Обособленные второстепенные члены предложения. Определения. Знаки препинания при обособленных определениях.
Самостоятельная работа
№3.
Вариант 1.
1. Над землёй, поседевшей от пепла и дыма, в той степи, где о битвах звенят ковыли, мимо древних курганов, зарёю багримы, косяками на запад идут журавли (Конд.). 2. Лошади, вытянувшие чёрные головы, и всадники, согнувшиеся под ними, показались на мгновение на более светлом фоне неба и тотчас же исчезали во тьме, перевалив сюда, в низину ( Фад.). 3. И понял я, что землю молодую, за много лет исхоженную мной, родную нашу землю, обжитую, люблю во всей подробности земной (Щип.). 4. Над землёй, погружённой в ночную тьму, раскинулся тёмный небесный свод с миллионами звёзд, переливавшихся цветами радуги. ( Арс.). 5. В общем, битый, тёртый, жжёный, раной меченный двойной, в сорок первом окружённый, по земле он шёл родной (Тв.). 6. Глаза сына горели красиво и светло; опираясь грудью на стол, он подвинулся ближе к ней и говорил прямо в лицо, мокрое от слёз, свою первую речь о правде, понятой им (М.Г.).
Слайд 57 Вариант 2.
1. Энергичный, высокий, немного злой
и насмешливый, он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе, готовый каждую секунду поворотить плоты, зорко смотрит вперёд (М.Г.). 2. Эта толпа людей, пёстро одетых, с загорелыми лицами и с беличьими хвостиками на головных уборах, производила странное впечатление ( Арс). 3. Побрёл я, маленький, усталый до удивленья невысок, и ночью дымной, ночью алой пристал к бредущим на восток (Евт.). 4. Очевидно, подавленный воспоминаниями, Аржанов надолго замолчал ( Ш.). 5. Он осмотрелся и вдруг увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит, быстро разгораясь ( Б. П.). 6. Наступила заря, и, закованный в снег, двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (З.).
Слайд 58Приложения. Обособление приложений.
Самостоятельная работа №4.
Вариант 1.
1.
Он узнал жену Шевцова, Ефросинью Мироновну, и вышел ей навстречу (Фад.). 2. Ах, будь она, эта война, проклята (А. Т.)... 3. Но Арине Петровне, как женщине не терпящей, чтобы течение её мыслей было чем бы то ни было прерываемо, движение Порфиши не понравилось (С.-Щ.). 4. Гусев мало-помалу начинает различать своего соседа по койке Павла Ивановича (Ч.) 5. Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались (Т.). 6. Плыли поперёк реки длинные лодки, нагруженные пехотинцами - безбородой молодёжью; разинув рты, озирались они на невиданное скопление казаков, коней, телег (А.Т.). 7. Председателя артели он знал давно. Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Ф.). 8. Хазов вывинтил чоп - пробку в днище, и вода журчащим фонтаном забила в шлюпку (Соб.). 9. Он всем по сердцу приходился сразу – красавец, балагур и острослов. Черноволосый, статный, кареглазый крестьянский парень, капитан Орлов! (Сур.). 10. В таинственном храме весенних теней, мечтатель, он встретился с грёзой своей (Бр.).
Слайд 59 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте
синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Н. П.). 2. Он считал, что из Вани выйдет художник-ботаник или, как он выражался, «флорист» (Пауст.). 3. Он приветливо смотрел на Сергея, которого знал уже как активного и сознательного хорошо грамотного бойца (Кетл.). 4. Я чувствую, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Т.). 5. В моей деревне, что стоит высоко, есть озеро по имени Кайдор всё в звёздах лилий и в кудрях осоки (Фед.). 6. Человек до дна прозрачный стойкий и верный она хотела, чтобы и все вокруг были такими (Наг.). 7. Я Зотов Семён Васильевич заявляю, что выведенный мною новый сорт ячменя « шестигранного» я передаю в полное распоряжение совхозу на благо нашей великой Родины(Сол.). 8. И за всей вокруг пальбою за разрывами в дыму он следит владыка боя и решает, что к чему (Тв.). 9. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сур.). 10. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Пауст.).
Слайд 60Обстоятельства. Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах.
Самостоятельная работа №5.
Вариант 1.
1. Алексей вздохнул,
убрал фотографию в карман гимнастёрки, пружинисто вскочил, стряхивая с себя колдовское очарование этой ночи, и, хрустя валежником, сбежал в свою землянку, где уже сладко и заливисто храпел его ведомый, по-богатырски раскинувшись на узком солдатском ложе (Б.П.). 2. Его всегда интересовали и казались ему загадочными те случаи, когда, задумавшись о каком-нибудь предмете или читая о чём-нибудь в книге, он тотчас слышал рядом с собою разговор о том же самом (Куп.). 3. Цепляясь за перила, шатаясь, со стоном сходил он со ступенек крыльца, бросался в мокрую, росистую траву и, прижавшись всем телом к влажной, ещё державшей дневное тепло земле, плакал (Б. П.). 4. И, встав с этого места, Байрон произносил свою первую речь в палате лордов, едва ли не самую смелую речь с тех пор, как заседает палата. (С. Л.). 5. Волны сильно плещут о плоты, брёвна прыгают, и Митрий, покачиваясь на ногах, крепко прижимается к рулю, боясь упасть (М. Г.). 6. В передвижении современного человека по планете есть что-то небрежно-щегольское. То он, положив локоток на опущенное боковое стекло, мчится с ветерком на автомашине, то, откинувшись удобно на спинку кресла, летит в самолёте и, позавтракав в Москве, думает о том, чем будет обедать в Новосибирске, то сладко спит на ломких от крахмала простынях, убаюканный мягким ходом вагона (С. Н.). 7. У костра, вытаращив испуганные глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую, в болтающемся рукаве, приподняв, точно защищаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка в лаптях, в изорванных штанишках, в длинном, не по росту, пиджаке, обёрнутом вокруг тела и подпоясанном пенькой (Фад.). 8. Расходится народ. Уснув, осталися под ивой наши странники, и тут же спал Ионушка, смиренный богомол (Н.). 9. Фея стояла на одном из тех маленьких холмиков, под которыми живут суслики и кроты, и, простирая руки к лесу, пела (М. Г.).
Слайд 61Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных
предложений.
1. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки, а просыпаясь приговаривал: « Знатно! На два года отосплюсь» ( Кетл.). 2. У путников были серьёзные причины, чтобы доезжая до Лондона выйти из лондонского дилижанса и сказать случайным попутчикам, что они пересядут в почтовую карету идущую в маленький городок в сторону Лондона ( С. Л.). 3. Челкаш оскалив зубы приподняв голову огляделся вокруг и прошептав что-то снова улёгся ( М. Г.). 4. Пока я накинув на себя сюртук вставлял и зажигал новые свечи, он сидел около стола и протянув ноги на кресло обрезывал книгу ( Ч.). 5. Офицер ехал рысью но увидев Володю приостановил лошадь около него вгляделся ему в лицо отвернулся и поехал прочь ударив плетью по лошади ( Л.Т.). 6. С высоты заводской трубы видно, как припадая к земле спотыкаясь неудержимо идут вперёд цепи большевиков ( Н. О.). 7. « К оружию… По местам!» - кричал Телегин вскакивая и смутно сквозь пыль различая задранную одним колесом кверху пушку и людей злобно подскочивших к ней ( А.). 8. Привалов поднялся из-за стола и не обращая внимания на загораживавших ему дорогу новых друзей кое-как выбрался из буфета ( М. – С.). 9. Издалека томясь от слёзной муки играя снежной белизной плеча заламывая молнии, как руки, шаль тёмную по травам волоча она (туча) плыла. Весь мир припал и замер истосковавшись ждал: придёт гроза ( Яш.).
Слайд 62Слова, грамматически не связанные с членами
предложения. Уточняющие обстоятельства места и времени.
Самостоятельная
работа №6.
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Сделайте разбор художественных средств в предложении 3, взятом из стихотворения Н. Заболоцкого.
1. В то же самое утро часу в двенадцатом молодая дама сидела в одной из трёх комнат маленькой дачи шила и вполголоса напевала французскую песенку бойкую смелую (Чер.). 2. И там вдали метрах в семистах от шоссе чернели верхушки ивняка (Ю. К.). 3. В государстве ромашек у края, где ручей задыхаясь поёт, пролежал бы всю ночь до утра я запрокинув лицо в небосвод (З.). 4. На другой день 27-го числа после десятичасового сна Володя свежий бодрый рано утором вышел на порог блиндажа (Л.Т.). 5. Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою (Ис.). 6. Пять лет тому назад осенью на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей ( Т.). 7. Сюда в эту тишину приехал он, чтобы подумать над тем, как складывается жизнь и что с этой жизнью делать ( Н.О.).
Слайд 63 Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор
выделенных предложений. Перечитайте предложение 8. Эти замечательные строки принадлежат В. Распутину. Напишите свою миниатюру, в которой попробуйте описать реку, небо, горы и т.п.
1. Около меня солнце ещё светило горячо и тускло, но там, за рожью, не слишком далеко тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона (Т.). 2. Наутро из-за океана из солнечной чешуи поднялся островок (А. Т.). 3. На другой день 3 марта во втором часу пополудни двести пятьдесят человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода князя Багратиона (Л.Т.). 4.Из провала тучи из-за оранжевого окрашенного солнцем края широким веером косо ниспадали солнечные лучи (Ш.). 5. На другой день в восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там Долохова Денисова и Ростова (Л.).). 6. Ночью на земле колхозной сторож главное лицо (Тв.). 7. Вон там на склоне неба что-то чернеет растёт в грозовую тучу и отделившись от горизонта серым быстрого движущимся широким столбом приближается к клиперу с наветренной стороны (Ст.). 8. Река светилась как бы изнутри из своей глубины и переливаясь из конца в конец блестела чёткой густо-синей лентой таинственной и холодно-сказочной, над которой в воздух поднималось бледное и призрачное сияние (Рас.).
Слайд 64Вводные слова и предложения.
Самостоятельная работа №7.
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные
знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Татьяна Петровна решила выступать в лазаретах их было несколько в городе (Пауст.). 2. В эту минуту с ним случилось то, что случается с человеком очень привыкшим ко всем предметам стоящим у него скажем на письменном столе и вдруг на один из них взглянувшим так, как будто его никогда не видел (Сим.). 3. Деревня казалось спала несмотря на поздний час: было около восьми утра. Кое-где правда курились на избах дымки (Сол.). 4 Итак в истории Веры Павловны является новое лицо (Чер.). 5. « Тогда не правда ли в пустыне вдали от суетной молвы я вам не нравилась?» (П.). 6. Лесники с любопытством поглядывали на Леонтьева. Хоть и городской говорят писатель а обходительный человек и глядя по рукам и комплекции мужик сноровистый и здоровый (Пауст.). 7. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это как я и не сомневался Зябликов (Ст.).
Слайд 65Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных
предложений.
1. «Скажу кратко и простите совершенно твёрдо. Каковы бы ни были чувства между вами и моей дочерью и в какой стадии развития они не находились, скажу заранее: она конечно совершенно свободна, но буде пожелает например связать себя с вами какими-либо прочными узами и спросит на то моего так сказать благословения, то получит от меня решительный отказ» ( Бун.). 2. Объявил он об этом маленькому негру больше знаками, которые были на этот раз быстро поняты поправившимся и повеселевшим мальчиком казалось уже забывшим недавнюю близость смерти ( Ст.). 3. Дождь прекратился но должно быть временно: лохматые тучи курились низко прямо над вершинами влажного леса (Рек.). 4. И если мечтателю ночью не спится, то значит мечтатель на подвиг готов (Конд.). Она шла не самонадеянно а напротив с сомнениями, не ошиблась ли она (Гон.). 5. По его словам птицы любят двигаться против ветра ( Арс.). 6. Тёрки много ли дремал он землю-мать прижав к щеке слышит: « Тёркин, к генералу на одной давай ноге» (Тв.).
Слайд 66Обращение. Обособление обращений.
Самостоятельная работа №8.
Вариант 1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Сумрак тихий сумрак сонный лейся в глубь моей души тихий томный благовонный всё залей и утиши (Тют.). 2. Мёрзлый грунт долби лопата танк дави греми лопата штык работай бомба бей (Тв.). 3. Дорогая синеглазая праздник мой в моей судьбе всё, что в этой песне сказано, будет только ог тебе (Пр.). 4. Не зови меня ты воля не зови в поля!(Бл.). 5. В твоей тоске о Русь И даже мглы ночной и зарубежной я не боюсь ( Бл.). 6. Приснись мне на лыжах бегущая Сольвейг не дай умереть не увидев тебя! (Пр.). 7. Звени звени златая Русь волнуйся неуёмный ветер (Ес.). 8. Вот плывут над Ладогою зори будто обожжённые войной, здравствуй море с голубой и синею волной (Пр.). 9. Вставай творящий чудеса! Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Ж.).
Слайд 67Вариант 2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных
предложений.
1. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Тв.). 2. Наши сёстры в полутёмном зале мы о вас ещё не написали (См.). 3. Тебе мой товарищ я отдаю стиха своего угловатую нежность(Сур.). 4. Что конь немалый мы с тобой по свету дали крюк?.. По той а может не по той дороге едем друг?.. Не видно, близко ль, далёко ль, куда держать чудак Не знаю конь. Гадаю конь. Кидаю так и так… (Тв.). 5. Тёркин стой.Дыши ровнее ближе подпусти Тёркин целься Бей вернее Тёркин Сердце не части (Тв.). 6. Ну что ж, взгляни на наш колхоз товарищ Моргунок (Тв.). 7. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Тв.). 8. Прошла война прошла страда , но боль взвывает к людям: давайте люди никогда об этом не забудем! (Тв.). 9. Откройтесь жарой налитые просторы, разлейтесь до самых небес зеленя, расширься гуденье соснового бора, и ветер калужский ударь на меня! (Луг.)