Слайд 1Выразительные средства русской речи
Автор-составитель Пак М.Ю.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №5 г. Искитима Новосибирской области
Слайд 2«Неспециальные» (универсальные)
лексические средства:
1. Синонимы (контекстные), антонимы (контекстные), омонимы, паронимы.
2. Фразеологизмы.
3.
Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика),
в том числе и диалектизмы, профессионализмы,
историзмы, архаизмы,
неологизмы, окказионализмы,
термины, заимствованные слова
4. Лексический повтор
5. Тематические группы:
- общественно-политическая лексика,
- лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии,
- военная терминология и т.п.
Слайд 3«Специальные» лексические средства
ТРОПЫ
эпитет (образное определение),
сравнение (сопоставление одного явления или понятия с
другим),
метафора (переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку),
олицетворение (перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия),
метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности),
синекдоха (перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними),
перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания),
гипербола (преувеличение),
литота (преуменьшение),
ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка),
сарказм (едкая ирония)
аллегория (отвлеченное понятие через конкретный образ)
Слайд 4Художник пишет красками, поэт рисует словами...
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ
Специальные
лексические явления
Слайд 6И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…
Сравнение – это
образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
листочках
(Кто или что сравнивается)
мышках
(С кем или чем сравнивается)
В предложении речь идет о
и
Слайд 7
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он
согреть.
С.А. Есенин
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В предложении
речь идет об одном предмете – РЯБИНЕ.
Слайд 9Аллегория – это вид художественной образности, когда реальное явление заменяет абстрактное
понятие.
Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.
Источники аллегории – в национальных традициях народов и часто присутствуют на знаменах, эмблемах и других явлениях жизни, носящих устойчивый характер.
Слайд 10"Отколе, умная, бредешь ты, голова?" -
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
"Сейчас
лишь ото Льва!
Ну, кумушка, куда его девалась сила… "
Басня И.А. Крылова
ЛИСИЦА И ОСЕЛ
Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Слайд 11В сто сорок солнц закат пылал
Мальчик-с-пальчик
Гипербола (греч. hyperbole) – образное выражение,
содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления.
Литота (греч. litotes — простота, малость, умеренность) – образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Слайд 13Результат метонимического переноса, в основе которого лежит отношение части к целому,
Ед.числа к мн. и наоборот, родо-видовые отношения
Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину?
(Н. Гоголь) (часть – целое)
Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин) Медведь здесь не водится.
Пуще всего береги копейку. (Н.В. Гоголь)
(родо-видовые)
Синекдоха
Слайд 14В.Е. Попков. Осенние дожди. Пушкин. 1974. ГТГ
Унылая пора! очей очарованье! Приятна
мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье...
ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
Слайд 15«Неспециальные» (универсальные)
синтаксические средства:
1. Синтаксическая структура предложений
(однородные члены предложения, односоставные
предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения),
2. Назывные предложения
3. Восклицательные предложения
4. Вопросительные предложения
5. Сравнительные придаточные
6. Неполные предложения
6. Цитирование
7. Разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог, “скрытый” диалог, прямая речь
Слайд 16«Специальные» синтаксические средства
стилистические ФИГУРЫ
антитеза (противопоставление понятий, положений, образов),
оксюморон (соединение несовместимых понятий,
как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина),
именительный темы (Москва! как много в этом звуке…),
умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль),
вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает),
Примечание:
Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват.
Слайд 17«Специальные» синтаксические средства
стилистические ФИГУРЫ
риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме),
риторическое восклицание
(выражение утверждения в восклицательной форме),
риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте),
анафора (единоначатие)
эпифора (повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений),
подхват (повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…),
синтаксический параллелизм (сходное построение предложений),
многосоюзие (полисиндетон),
бессоюзие (асиндетон),
эллипсис (намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль),
инверсия (обратный порядок слов в предложении),
парцелляция (вычленение),
градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака),
Слайд 18СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ВОЗМОЖНОСТЯХ РУССКОГО СИНТАКСИСА
Слайд 19Визитная карточка термина
Анафора
(в пер. с греч. — единоначатие) – прием, основанный
на повторе в начале каждого предложения или стихотворной строки одного и того же слова или группы слов.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горе от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собой...
Слайд 20Визитная карточка термина
Эпифора
(в пер. с греч. — единоначатие) – прием, основанный
на повторе в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции.
…Теперь все поэты, даже великие, должны быть вместе и мыслителями, иначе не поможет и талант... Наука, живая, современная наука, сделалась теперь пестуном искусства, и без нее — невозможно вдохновение, бессилен талант!..
Слайд 21Визитная карточка термина
Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) – прием,
основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков.
Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден,
Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин)
Слайд 22Визитная карточка термина
Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) –
фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»).
Кто Вы такая? Откуда Вы?!
Ах, я смешной человек...
Просто Вы дверь перепутали,
Улицу, город и век
(Б. Ш. Окуджава)
Слайд 23Визитная карточка термина
Инверсия (лат. перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов
в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.
Слайд 24Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой
синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Визитная карточка термина
Витамины – надёжная основа здоровья!
Использовать их эффективно.
Безопасно. Удобно.
Слайд 25Риторические фигуры
Риторическое обращение — это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь:
Цветы, любовь,
деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой
(Пушкин)
Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно.
О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь)
Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
Слайд 26Визитная карточка термина
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет...
Бессоюзие заключается в
намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного.
Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины.
Слайд 27Визитная карточка термина
Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) –
фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»).
Слайд 28Визитная карточка термина
Фигура умолчания - это стилистическая фигура, недомолвка, прервание речи и
оставление какой-либо темы вследствие волнения, отвращения, стыдливости и т.д.
Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо .
(И. С. Тургенев)