Слайд 1Выборочное изложение
по русскому языку в 4 классе
«Гадюка»
по К.Ушинскому
Презентацию подготовила
учитель начальных
классов
МБОУ СОШ №48 г.Воронеж
Гридина В.С.
Слайд 3Гадюка
Вокруг деревни водилось много змей. Было много ужей.
Но водилась и ядовитая змея. Чёрная, большая, без жёлтых полосок, как у ужа около головы. Такую змею зовут гадюкой.
Однажды за садом косили траву. Весело было во время сенокоса. Дети бегали и кувыркались в душистом сене.
Вот как-то раз и я кувыркался. Косари уже далеко ушли. Рядом на копне лежала собака Бровко и грызла кость. Кувыркнулся я в одну копну и вдруг с ужасом вскочил. Что-то холодное и скользкое мазнуло меня по руке. Огромная гадюка вылезла из сена и встала на хвост. Ещё минута и она кинется на меня.
В эту минуту Бровко стрелой слетел с копны и кинулся на змею. Между ними завязалась смертельная борьба. Собака рвала змею зубами и лапами. Змея кусала собаку в живот и в морду. Скоро только клочки от змеи лежали на земле.
Я заплакал и закричал. А Бровко кинулся бежать и исчез. Прибежали косари. Но Бровко с того дня пропал. Вернулся он недели через две: худой, но здоровый. Собаки знают траву, которой лечатся от укуса змеи.
Слайд 5Вопросы и задания к тесту
1.Как отличить гадюку от ужа?
2.В какое время
случилась эта история?
3.Чем занимались дети во время сенокоса?
4.Почему мальчик оказался один, без взрослых?
5.Что он почувствовал, когда увидел гадюку?
6.Кто его спас?
7.Как звали собаку?
8.Расскажите, как происходил бой?
9.Почему Бровко исчез?
Слайд 6Примерный план:
(Рассказать о том, как Бровко спас мальчика от укуса змеи.)
1.Гадюка
в сене.
2.Сражение.
3.Бровко вернулся.
Слайд 7Словарная работа
1. Объясните значение слов: сено, копна, косари.
2. Объясните значение слов:
душистое, кинется, рвала. Подберите к ним синонимы.
3. Объясните значение устойчивых выражений слетел стрелой, завязалась борьба.
4. Разберите по составу слово сенокос. Объясните значение этого слова.
5. Найдите в тесте однокоренные слова. Выделите корень.
Слайд 8Орфографическая подготовка
Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чк. Объясните их правописание.
Объясните
написание пропущенных букв: к..сили, вес..ло, к..пна, д..леко, л..жала, с уж..сом, выск..чил, х..лодное, м…знуло, выл..зла, стр..лой, сл…тел, на зм..ю, зав..залась, б..рьба, см..ртельная, ж..вот, кл..чки, на з..мле, г..дюка.
Объясните написание парной согласной в словах: ра.., сколь..кое, кос..ь, хвос.., исче.. .
Назовите непроверяемые орфограммы в словарных словах: однажды, вдруг, собака, огромная, минута, скоро, ещё. Запомните их правописание или проверьте себя по словарю.
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях глаголов: водил..сь много, водил..сь змея, бег..ли, мазнул.., завязала..сь, заплак..л.
Слайд 9Орфографическая подготовка
6. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание безударных личных окончаний
глаголов: кин..тся, леч..тся.
7. Найдите слова с мягким знаком. Объясните их правописание.
8. Разберите по составу слово сенокос. Объясните его правописание.
9. Найдите глаголы с приставками. Выделите приставки, объясните их правописание.
10. Объясните написание буквосочетаний –тся в глаголах.
11. Найдите в тексте имена собственные. Кого они обозначают?
12. Запомните правописание слов: как-то, что-то, только.
13. Запомните раздельное написание: на меня, с того дня.
Слайд 10Самостоятельная работа
Сколько частей в исходном тексте? Сколько частей будет у вас?
Назовите
предложения, в которых используются однородные члены. Вспомните, как ставятся знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Запишите тексте по составленному плану. Ведите повествование от третьего лица. Помните, что каждую часть текста следует начинать с красной строки.
Как можно охарактеризовать рассказчика?