Слайд 1Вводный урок для 6 класса. Программа основного общего образования по русскому
языку М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015) Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №73»г.Ростова-на-Дону Лавлинская Н.Л.
Русский язык –
один из развитых языков мира
Слайд 2Организационно-мотивационный этап
Слайд 3Что такое притча?
При́тча—короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе
нравственное поучение (премудрость).
Слайд 4Эзоп и Ксанф
(Кадр из фильма-спектакля «Эзоп»)
Древнегреческий полулегендарный баснописец. Жил на острове
Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни.
Слайд 5https://www.ivi.ru/watch/33905
https://www.youtube.com/watch?v=YrliQO980Ok
Слайд 6Есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве
не языком держится вся философия, вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете языка.
Слайд 7Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры,
обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?
Слайд 8Язык – орган речи
Язык – речь, способность говорить омонимы
Дрянное
Прекрасное антонимы
Говорить
Рассказывать синонимы
Повествовать
Слайд 9Постановка учебной задачи. Работа с толковым словарем.
Развито́й
прил.1) Достигший значительного, высокого уровня
в своем развитии, в процессе роста и совершенствования.
2) Достигший высокого умственного развития, духовно зрелый.
3) Вполне развившийся, зрелый в физическом отношении.
Какое из значений созвучно с темой урока?
Слайд 10Работа с толковым словарём
Развито́й
прил.1) Достигший значительного, высокого уровня в своем развитии,
в процессе роста и совершенствования.
2) Достигший высокого умственного развития, духовно зрелый.
3) Вполне развившийся, зрелый в физическом отношении.
Составьте предложение с прямой речью, используя словарное слово
Слайд 11
Сравните!
развитый ребёнок
Составьте сложное предложение, используя словарное слово.
Слайд 12
Надо запомнить!
Nota bene!
РазвитОй - достигший высокой степени развития. РазвитОй
язык.
РАзвитый- умный. РАзвитый ребёнок.
Слайд 13Работа с текстом упр. № 1
Определите тип речи
Докажите, что это рассуждение
Как
строится рассуждение?
Какой тезис выдвигается в данном тексте?
Какими фактами он доказывается?
Что говорится в тексте о звуковом богатстве русского языка?
В чём заключается богатство русского языка?
Слайд 14Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком говорят с Богом,
французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично.
Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
Слайд 15Как вы поняли высказывание М.В. Ломоносова?
Скажите, кто из вас согласен с
его высказыванием? Обоснуйте свой ответ
Слайд 16
Построение проекта выхода из затруднения
в процессе решения задач урока
Работа с
пословицами и поговорками о русском языке (работа в парах) Составьте пословицы и поговорки о языке.
https://learningapps.org/display?v=p2tkg67tk17
Слайд 171. На великое дело – великое слово.
2.Русский язык – стяг, дружину
водит. Язык царствами ворочает.
3.Русский язык – сила слабого!
4.Велик и могуч русский язык.
5.Язык до Киева доведет.
6. Говори с другими поменьше, а с собою побольше.
7. Язык болтает, а голова не знает.
8. Кто молчит, тот двух научит.
9. За правое дело – говори смело.
Самопроверка
Слайд 18
Задача №2.
Работа над высказываниями великих людей
Слайд 19Русские писатели о русском языке
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
Иван Сергеевич Тургенев
Слайд 20Русские писатели о русском языке
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается
с быстротой поражающей.
Максим Горький
Слайд 21Русские писатели о русском языке
Русский язык в умелых руках и в
опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Александр Иванович Куприн
Слайд 22Какое высказывание вам понравилось больше других? Запишите его.
Слайд 23Рефлексия
На какой ступеньке ты стоял (-а) в начале урока?
А сейчас?
Слайд 24Рефлексия
Что нового мы сегодня узнали на нашем уроке?
Для чего нужно учить
русский язык?
Вспомните и расскажите о ситуации, когда необходимо было показать знание русского языка.
Нуждается ли русский язык в защите?
Почему русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды?
Слайд 25Домашнее задание (на выбор)
Напишите эссе по данному началу «Русский язык –
это…». В форме рассуждения докажите свою точку зрения.
Придумайте стихотворение о русском языке, можно по заданному началу: «О, милый, любимый мой Русский язык…»
Выучите наизусть два высказывания о языке найденные самостоятельно
Слайд 26
Составить синквейн на тему:
«Знатоки и любители русского языка»
Синквейн состоит из
пяти строк:
1 строка – это существительное, заключающее в себе тему;
2 строка – это два прилагательных, определяющих первое существительное;
3 строка – состоит из трех слов, одно из которых – опорный глагол;
4 строка – заключает в себе отношение автора к теме разговора;
5 строка – синоним к первому слову, вывод.
Слайд 27Примеры синквейна
Русский язык.
Великий, могучий.
Существует, развивается, обогащается.
Берегите наш русский язык
Люди!
Русский язык.
Нужный, важный.
Учитесь
писать, думать.
Русский язык самый важный для человека!
Мы должны его знать!