Слайд 1Разминка
Определить вид предложения
по цели высказывания.
1.Солнце по небу гуляло
и за тучу забежало.
2. Выйди, солнышко, скорей!
3. Куда вы, куда вы пропали?
4. Испугался крокодил, завопил, заголосил.
5. Уходи-ка ты домой, да лицо своё умой!
6. Где убийца, где злодей?
Вывод: назовите виды предложений по цели
высказывания
Слайд 2Работа по теме урока
Выразительное чтение стихотворения:
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение
Победу, торжество.
Где я, там предложения
С особым выражением
Произносить должны!
!
Слайд 3
Восклицательные предложения
Слайд 4Работа по теме урока
Словарно-орфографическая работа:
Восклицательный
кликать
восклицать
Восклицание (к//ц//ч)
Слайд 5КЛИК, -а, м. (высок.). Возглас, зов. Победные ~и.
КЛИЧ, -а, м. (высок.).
Возглас, призыв. Кликнуть к. (обратиться с призывом ко многим). Победный к.
Слайд 6
Упр. 151 (устно)
В каких случаях употребляются восклицательные предложения?
Чувство - «способность
чувствовать»
чувствительный, сочувствовать, предчувствие.
Эмоция-эмоции,эмоции, ж. Душевное переживание,эмоции, ж. Душевное переживание, волнение,эмоции, ж. Душевное переживание, волнение, чувствоэмоции, ж. Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-н. инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. Он упрекнул себя гнева, печали, радости. Он упрекнул себя в утрате способности гнева, печали, радости. Он упрекнул себя в утрате способности управлять гнева, печали, радости. Он упрекнул себя в утрате способности управлять своими эмоциями. М. Горький.
Слайд 7Какие чувства выражены в предложениях?
Хорошо живет на свете
Винни-Пух!
Оттого поёт он эти песни вслух!
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!
Что за диво!
Всё так чисто и красиво!
Слайд 10Закрепление
Вывод:
предложения по цели высказывания делятся на три группы: повествовательные, вопросительные
и побудительные.
По интонации различают восклицательные и невосклицательные предложения.
-Упр. 155 (письменно)
Слайд 11Динамическая пауза.
Мы ногами топ, топ, топ!
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!
Головою круть,
круть, круть!
Мы себя ударим в грудь!
Погладили животики!
Улыбнулись ротики!
Слайд 18 Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал
фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Слайд 19 Еще через пару лет он потерял двоеточие
и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Слайд 20Итоги урока
- Чему мы научились?
- Какой знак препинания ставится в конце
восклицательного предложения?
В каких случаях в конце предложения ставится восклицательный знак?
- Какие чувства выражают восклицательные предложения?
Слайд 21Домашнее задание
Выписать из сказки А.С. Пушкина 5 восклицательных предложений. Какие эмоции
они выражают?
*Определите роль восклицательных предложений в сказке;
Упр.157
Зачем нужны знаки препинания?
Слайд 23Самостоятельная проверочная работа.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации.
Хорошо в лесу ранней весной В полдень идеш.. по тр..пинке между зазеленевших деревьев Но что это Лес огл.шается птич..им гомоном Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж..лища
Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.