Слайд 1
Виды придаточных предложений
Слайд 2ЦЕЛИ
1. Познакомить с видами придаточных предложений.
2.Формировать умение определять значение придаточного
предложения.
3. Отрабатывать навык постановки знаков препинания, построения схемы.
4. Уметь употреблять в речи различные виды сложноподчинённых предложений.
Слайд 4Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм
1) (7) И ребята
у неё мал мала меньше.
2) (10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало.
3) (19) Есть веревочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.
4) (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!
мал – мала меньше
Слайд 5
Замените разговорное слово «авось» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
(14) Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, авось найдёшь свое счастье.
наверно,
может быть
Слайд 6Замените словосочетание «матушкино наследство» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
наследство матушки
Слайд 7
Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.
(11) И
вот тебе матушкино наследство: верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.
6
Слайд 8
Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
В тот год двадцать пятого июня мне исполнилось тринадцать лет.
(2) Тётушка Эльза разбудила меня утром и сказала:
(3) - Ты уже не маленький, пора самому на хлеб зарабатывать.
исполнилось
Слайд 9
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Ты уже не маленький,(1) пора самому на хлеб зарабатывать. Я чуть было не заплакал,(2) но удержался. Тётушка Эльза ведь не злая, (3) а только очень бедная. Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, (4) авось найдёшь свое счастье.
4
Слайд 10
Среди предложений 13-19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
(13) - Иди на все четыре стороны. (14) Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, авось найдёшь свое счастье. (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!
(16) Взглянул я на старый бревенчатый дом под соломенной крышей, где прожил десять лет с тех пор, как умерла матушка, и пошёл лесной тропинкой.
(17) Иду и думаю: не такой уж я бедняк. (18) Есть у меня чистая рубашка, хлеб и сало. (19) Есть верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.
16
Слайд 11По строению и значению сложноподчинённых предложений в целом различаются следующие виды
придаточных предложений:
-подлежащные;
-сказуемные;
-определительные;
-дополнительные;
-обстоятельственные..
Слайд 12Придаточные подлежащные.
Отвечают на вопросы подлежащего . К главному предложению
придаточные подлежащные прикрепляются союзными словами кто , что и др. и союзами что , будто , чтобы и др.
Тот,кто должен отвечать за других, раньше взрослеет.(А.Алексин.)Что ты в деревню хочешь , это прекрасно … (Л.толстой.)
Чудится мне,будто песню печальную мать надо мною поёт в полусне.(Д.Кедрин.)Необходимо,чтобы исскуство не отставало от науки.(И.Эренбург.)
Слайд 13Придаточные сказуемные.
Отвечают на вопросы сказуемого. К главному предложению они
прекрепляются союзными словами кто,каков,какой,который и др. и союзами что,чтобы и др.
Друг мне тот,кому всё могу говорить.(В.Белинский.)
Какова яблонька-таковы и яблочки.(Пословица.)
Герой-это тот, кто творит жизнь вопреки смерти,кто побеждает смерть.(М.Горький.) Время такое,что людям беседовать некогда.(А.Алексин.)
Слайд 14Придаточные определительные.
Отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену
главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который,какой,чей,что,где,когда и др.
Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум,который определяет культуру человека.(С.Михалков.)Мы любим дом,где любят нас.(И.Уткин.)Я думал о людях,чья жизнь была связана с этими берегами.(К.Паустовский.)Вы самый удивительный человек,какого я когда-либо встречал.(А.Грин.)
Слайд 15Придаточные дополнительные.
Отвечают на вопросы дополнения.Чаще всего они относятся к
сказуемому,прикрепляются к главному союзами кто,что,как и др.
Он знал, что основа всего -нравственность.(Ф.Достоевский.)
Человек дорожит лишь тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца.(В.Сухомлинский.)
Люблю, когда сосна шумит.(Ф.Абрамов.)
Слайд 16Придаточные обстоятельственные.
Отвечают на вопросы обстоятельств. Эти вопросы задаются от
всего главного предложения или от состава сказуемого. По соотношению с членами предложения выделяются обстоятельственные придаточные места, времени,причины,следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки.