Слайд 1
Тема: Виды глагола.
Видовые пары.
Слайд 2Цель урока:
Научить определять виды глаголов и образовывать видовые пары.
Сформировать знания о
видах глагола, о их видовых парах; контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать интеллект, умение выделять главную мысль в тексте, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие эмоций; уважение к труду, к людям труда.
Слайд 3
Повторение пройденного материала:
А) Игра «да – нетка»
- Глагол - главный член
предложения?
- Глагол обозначает действие?
- Неопределенная форма – начальная форма глагола?
- Глагол имеет две времени?
- Настоящее время – что делал?
Прошедшее время – что делает ?
Совершенный вид – что сделать?
Несовершенный вид – что делать?
Слайд 4
Объяснение нового материала:
- Ребята, мы знаем, что глаголы бывают совершенного и
несовершенного вида. Сегодня мы углубим свои знания по теме «Виды глаголов» и научимся образовывать видовые пары.
- Скажите, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
Слайд 6
Способы образования глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида:
Приставок вы-, с-,
на-, про- (писать - написать)
Суффиксов -и-, -ну- (решать – решить, колоть – кольнуть)
Чередования звуков (излагать - изложить)
Изменения ударения (отрезать - отрезать)
Замена одного слова другим (говорить - сказать)
Слайд 7
Закрепление новой темы:
Работа по карточкам.
а) Определить виды глаголов.
б) Образовать видовые пары,
указать способ образования.
в) Составить предложения с данными видовыми парами глаголов.
1 группа: Кричать, прятать, купить, заснуть, печатать.
2 группа: Сеять, жечь, носить, решать, нырять.
3 группа: Выехать, плакать, лечить, объявлять, отрезать.
Слайд 8
Работа с текстом
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его
давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
- Наши матери прислали помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко – из него в жаркие дни учитель пил воду.
Слайд 9 Один мальчик выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не
спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы, в саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бегал легко, расплескивая воду из игрушечного ведерка.
Слайд 10 Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой
кувшин, наполненный медом. А рядом с ним стакан тоже с медом.
Но ни один из мальчиков не протянул руки
- Мы не можем разделить это, - смущенно сказали они.
- Разделите так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.
Слайд 13 Разбор по членам предложения
Ученики и ученицы не
забывали старого учителя.
К учителю пришли два мальчика.
Мальчики наполнили кадку водой.
Над цветами кружились пчелы.
Учитель передал подарки матерям мальчиков.
Слайд 14Работа с пословицами.
Определить глаголы, их вид, подобрать видовую пару .
Без
труда не вытащишь ... (и рыбку из пруда)
Мастером нельзя родиться, мастерству надо… (учиться)
Дело мастера… (боится)
Кто не работает, тот… (не ест)
человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)
Слайд 15Рефлексия
Глаголы бывают _________ или _________ вида.
Глаголы ________ вида отвечают
на вопрос что делать?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы _______________?
Глаголы могут образовывать видовые ________.