Слайд 1 Урок- обобщение
«В гостях у самостоятельных частей речи»
Подготовила: Баграмова Маргарита
Цолаковна, учитель русского языка и литературы.
Слайд 2Задание №1.
Не конь,
а беж_т,
Не лес, а шум_т.
Зимой скрыва_т_ся,
Весной появля_т_ся,
Летом весел_т_ся,
Осенью спать лож_т_ся.
?: а)спишите загадку, подчеркните глаголы
б)объясните, нужен ли Ь в глаголах появлят_ся, веселит_ся, ложит_ся?. Почему?. Переходные это глаголы, или непереходные?.
в)выделите окончание и определите спряжения.
Слайд 3Проверь себя.
Не конь,
а бежит,(IIспр.)
Не лес, а шумит. (II спр.)
Зимой скрывается, (I спр.)
Весной появляется,(Iспр.)
Летом веселится,(II спр.)
Осенью спать ложится.(IIспр.)
(Река)
-Эти глаголы отвечают на вопрос что делает предмет, поэтому Ь не нужен.
-Глаголы с постфиксом –ся;-сь являются непереходными.
Слайд 4Задание №2.
Тиш_, много задач_, гореч_ неудач_, мелоч_,
чиж_, остров сокровищ_, суш_, с
пастбищ_, обруч_, полноч_, кирпич_, много луж_, возле рощ_, молодёж_.
?: распределите слова в 2 колонки: имена существительные I и IIсклонения, и имена существительные III склонения.
Слайд 6Игра «найди лишнее».
1).Ореш_к, кусоч_к, сыноч_к, цветоч_к, ключ_к.
2).Борщ_м, меч_м, врач_м, луж_й, чиж_м.
3).(Не)правда
, (не)счастье ,(не)ряха, (не)птица, (не)настье.
4).Перевод_ик, компьютер_ик, лазут_ик, заказ_ик, добыт_ик.
?:Одно из слов лишнее. Почему?
Слайд 7Проверь себя.
1).Орешек, кусочек, сыночек, цветочек, ключик.
2).Борщом, мечом, врачом, лужей, чижом.
3).Неправда (ложь),
несчастье (горе), неряха, не птица, ненастье.
4).Переводчик, компьютерщик, лазутчик, заказчик, добытчик.
Слайд 9Задание №3.
?:а).Что объединяет данные слова?
б).Необходим ли Ь на конце?
Слайд 10Проверь себя.
1).Краткая форма имён прилагательных.
2).Ь всегда стремится попасть в краткую форму
имени прилагательного, но следует помнить, что ему там не место.
Слайд 11Задание №4.
Дети плескались в мелкой
речушке.
?:а).Запишите данное предложение.
б).Выполните синтаксический разбор предложения.
в).Выполните морфологический разбор имени прилагательного.
Слайд 12Проверь себя.
Дети плескались в мелкой3 речушке.
Мелкой- и.п.
I.Речушке (какой?) мелкой
Н.ф.- мелкий
II.П/п.-
качеств.;
Н/п.- в П.п.,ж.р.,ед.ч.
III.В речушке (какой?) мелкой.
Слайд 13Задание №5.
Олово, глубина, ветер, лебедь, (без) ветра, солома.
?:От существительных образуйте имена
прилагательные, выделите в них суффиксы.
Слайд 14Проверь себя.
Оловянный, глубинный, ветреный, лебединый, безветренный, соломенный.
Слайд 15Словарный диктант.
1).Сем_, двенадцат_, тридцат_ шест_, восем_ сот, (двух)сотый, шест_ сот, пят_
сот девят_ надцат_, две тысячи девят_ сот шестнадцат_.
2).Слова на доске.(Н_кому, н_чего, ни _под_ чем, (чей)либо, кое (с )кем, н_чем, (кое)что, н_кто, н_кто.)
Слайд 16Проверь себя.
1).Семь, двенадцать, тридцать шесть, восемьсот, двухсотый, шестьсот, пятьсот девятнадцать, две
тысячи девятьсот шестнадцать.
2).Некому, нечего, ни под чем, чей- либо, кое с кем, нечем, кое- что, никто, некто.
Слайд 17
Спасибо за внимание!.
Октябрьское,
2016.