Презентация, доклад по русскому языку в 9 классе Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Содержание

ЗНАМЕНИТЫЕ ТЕЛЕГРАММЫКраткость - сестра таланта, в отсутствии которого никак нельзя было обвинить Оскара Уайльда. Однажды знаменитый писатель отправил своему издателю очень короткую телеграмму с вопросом о том, как продается его книга. Вся телеграмма состояла из одного

Слайд 1МОЗГОВОЙ ШТУРМ

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Слайд 2ЗНАМЕНИТЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ
Краткость - сестра таланта, в отсутствии которого никак нельзя было

обвинить Оскара Уайльда. Однажды знаменитый писатель отправил своему издателю очень короткую телеграмму с вопросом о том, как продается его книга. Вся телеграмма состояла из одного знака вопроса: "?" Издатель ответил столь же коротко:"!".

!

?

ЗНАМЕНИТЫЕ ТЕЛЕГРАММЫКраткость - сестра таланта, в отсутствии которого никак нельзя было обвинить Оскара Уайльда. Однажды знаменитый писатель

Слайд 3ТЕЛЕГРАММА
Быть дома нельзя идти в поход

ТЕЛЕГРАММАБыть дома нельзя идти в поход

Слайд 4
Зачем нужны знаки препинания?
,
:
;


Знаки препинания в предложении служат для обозначения

смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.
Зачем нужны знаки препинания? ,:;−Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.

Слайд 5
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст

и не дают ему рассыпаться».
К. Г. Паустовский

____________ и ____________ знаки препинания между частями сложного предложения

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».К. Г.

Слайд 6
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст

и не дают ему рассыпаться».
К. Г. Паустовский

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».К. Г.

Слайд 7
Знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки.

Знаки препинания служат для однозначного

понимания текста.

Дети бегающие без намордника собаки опасны!

,

,

,

Гррр!!

ИССЛЕДОВАНИЕ

Знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. Знаки препинания служат для однозначного понимания текста. Дети бегающие без намордника

Слайд 8
Знаки препинания помогают разделить части предложения.

Знаки препинания служат для однозначного

понимания текста.

Казнить нельзя помиловать.

,

Удалить нельзя сохранить.

Повысить нельзя уволить.

,

,

ИССЛЕДОВАНИЕ

Знаки препинания помогают разделить части предложения. Знаки препинания служат для однозначного понимания текста. Казнить нельзя помиловать. ,Удалить

Слайд 9
В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями,

особенности строения, интонации.

Выделительные

Разделительные

Разделяют части (равноправные).

Мы равноправны и потому разделились.

Выделяют какую-то особенную часть.

А вот он как-то… выделяется.

У-и-и!!

УПРАЖНЕНИЕ № 53 – РАЗВИВАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.ВыделительныеРазделительныеРазделяют части (равноправные). Мы

Слайд 10
Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором знак

применяется.

Выделительные

Разделительные

Разделяют части (равноправные).

Выделяют какую-то особенную часть.

В сложносочинённых и бессоюзных предложениях

В сложноподчинённых предложениях

ПОДВЕДЁМ ИТОГ

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором знак применяется. ВыделительныеРазделительныеРазделяют части (равноправные). Выделяют какую-то

Слайд 11В предложении могут стоять авторские знаки препинания.
Кстати…
Я автор, мне виднее.


Люблю тире!

Деньги − исчезают, работа − остаётся.

М. Горький

Одни − воюют, другие − воруют.

В предложении могут стоять авторские знаки препинания. Кстати…Я автор, мне виднее. Люблю тире!Деньги − исчезают, работа −

Слайд 12При помощи авторских знаков препинания художественному тексту придаётся особая выразительность.
Кстати…
Я

автор, мне виднее.

Люблю тире!

Деньги − исчезают, работа − остаётся

М. Горький

Одни − воюют, другие − воруют.

В. Катавасев

 Не следует путать авторскую пунктуацию с безграмотностью.

При помощи авторских знаков препинания художественному тексту придаётся особая выразительность. Кстати…Я автор, мне виднее. Люблю тире!Деньги −

Слайд 13«Работаем в бюро прогнозов»
1) Женщина, которая...

«Работаем в бюро прогнозов»1) Женщина, которая...

Слайд 14«Работаем в бюро прогнозов»
1) Женщина, которая...

«Работаем в бюро прогнозов»1) Женщина, которая...

Слайд 15«Работаем в бюро прогнозов»
2) Всегда выдержанный и спокойный…

«Работаем в бюро прогнозов»2) Всегда выдержанный и спокойный…

Слайд 16«Работаем в бюро прогнозов»
Те которые…
Если стоит жаркое...
Произошло то…
То что

произошло…
Когда папа…
Утром когда папа…...
«Работаем в бюро прогнозов»Те которые… Если стоит жаркое... Произошло то…То что произошло…Когда папа…Утром когда папа…...

Слайд 17Комплексный анализ текста
Начальн_к п_лиц_и опубл_ковал офиц_альное со_бщение

о том что (ни)какого «дьявола» (не) существу_т что все это лиш_ выдумки (не) вежестве(н,нн)ых людей которые уже задерж_(н,нн)ы и пон_сут должн_е н_казание и уб_ждал рыбаков (не) дов_рять слухам и взят_ся за ло_ рыбы.
(А.Беляев)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания.

Комплексный анализ текстаНачальн_к  п_лиц_и  опубл_ковал  офиц_альное со_бщение  о  том  что

Слайд 18 Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не

существует, что все это лишь выдумки невежественных людей, которые уже задержаны и понесут должное наказание, и убеждал рыбаков не доверять слухам и взяться за лов рыбы.

ВЗАИМОПРОВЕРКА
«КЛАССИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА» – ДО 5 БАЛЛОВ!

Комплексный анализ текста

Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не существует, что все это лишь выдумки

Слайд 19 Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не

существует, что все это лишь выдумки невежественных людей, которые уже задержаны и понесут должное наказание, и убеждал рыбаков не доверять слухам и взяться за лов рыбы.
3. Каково содержание данного предложения?
а) «Дьявол» существует лишь в воображении невежественных людей, из-за чего они вечно преследуются и страдают от полицейского.
б) Начальник полиции принимает меры по борьбе с паникой, вызванной появлением некоего «дьявола», и призывает рыбаков вернуться к работе.
в) Невежественные люди арестованы и понесут наказание, так как никакого «дьявола» не существует, в связи с чем, по мнению начальника полиции, рыбаки должны начать ловить рыбу.
4. Это предложение
а) сложносочиненное;
б) сложноподчиненное;
в) бессоюзное.

Комплексный анализ текста

Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не существует, что все это лишь выдумки

Слайд 20 Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не

существует, что все это лишь выдумки невежественных людей, которые уже задержаны и понесут должное наказание, и убеждал рыбаков не доверять слухам и взяться за лов рыбы.
5. Верно ли утверждение, что
а) сообщение и выдумки – существительные в именительном падеже;
б) рыбаков и дьявола – существительные в родительном падеже;
в) это и которые – подлежащие?
6. Выпишите составные именные сказуемые.
7. В данном предложении есть
а) однородные сказуемые и однородные придаточные предложения;
б) однородные сказуемые и обособленное определение;
в) обращение и однородные придаточные.

Комплексный анализ текста

Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не существует, что все это лишь выдумки

Слайд 21 Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не

существует, что все это лишь выдумки невежественных людей, которые уже задержаны и понесут должное наказание, и убеждал рыбаков не доверять слухам и взяться за лов рыбы.
8. Выпишите существительные с постоянной формой числа.
9. Сколько союзов и служат соединению однородных членов предложения?
а) 1; б) 2; в) 3.
10. Выпишите слово, вместо которого можно поставить нет.
11. Какие формы времени использованы в предложении?
а) Прошедшее и настоящее;
б) прошедшее и будущее;
в) прошедшее, настоящее, будущее.
12. Выпишите слово, в котором 7 букв передают 5 звуков.

Комплексный анализ текста

Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не существует, что все это лишь выдумки

Слайд 22САМОПРОВЕРКА
3. б;
4. б;
5. в;
6. выдумки, задержаны; 
7. а;
8. полиции, людей,

лов; 
9. в;
10. не существует; 
11. в;
12. взяться.

За каждое верно выполненное задание – 1 балл.
Сурово?
На ОГЭ будет так же!

5 = 17-14 б.
4 = 13-10 б.
3 = 9-6 б.

САМОПРОВЕРКА3. б; 4. б; 5. в; 6. выдумки, задержаны; 7. а; 8. полиции, людей, лов; 9. в; 10. не существует; 11. в; 12. взяться.За

Слайд 23Домашнее задание
Из текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выписать 5

предложений с разделительными и выделительными знаками препинания, объяснить их постановку.

[Не надобно иного образца],
(Когда в глазах пример отца). СПП

когда?

Домашнее заданиеИз текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выписать 5 предложений с разделительными и выделительными знаками

Слайд 24РЕФЛЕКСИЯ
Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются...
Выберите несколько из

5 вариантов ответа:
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
5) точка

1; 2; 3; 4;

РЕФЛЕКСИЯЧтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются...Выберите несколько из 5 вариантов ответа:1) двоеточие2) тире3) запятая4)

Слайд 25 Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но,

как указывалось в завещании, наследники должны были выполнить обязательно условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование?
1.Поставить статую, золотую пику держащую.
2.Поставить статую золотую, пику держащую.
Первое толкование вполне устраивало наследников. Однако недруги настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников.
Вопрос остался открытым.

Что может запятая?

Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указывалось в завещании, наследники должны

Слайд 26Как меняется смысл этих предложений в зависимости от знака препинания?

1.У нас

один путь – к победе.
У нас один путь к победе.

2.Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.
Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

3. Мальчик, верно, меня понял.
Мальчик верно меня понял.

Раскинем умом

Как меняется смысл этих предложений в зависимости от знака препинания?1.У нас один путь – к победе.У нас

Слайд 27Благодарю за работу на уроке! Успехов!

Благодарю за работу на уроке! Успехов!

Слайд 28ИСТОЧНИКИ
https://pikabu.ru/story/poslednie_telegrammyi_5567347
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80
https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702304
Личный архив
Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс

: пособ ие для учителей общеобразоват. учрежден ий / Л. А. Тростенц ов а, А. И. Запорожец. — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2014.


ИСТОЧНИКИhttps://pikabu.ru/story/poslednie_telegrammyi_5567347https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702304Личный архив Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс : пособ ие для учителей общеобразоват.

Слайд 29Овсянникова Г.П., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 410

Пушкинского района СПб
Овсянникова Г.П., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 410 Пушкинского района СПб

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть