Слайд 1 Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
Жан Жак Руссо
Слайд 2 - Именно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.
-Я не
буду лентяем в умственном отношении.
-Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
- Я постараюсь работать сегодня на уроке с полной отдачей.
- Сегодня на уроке я постараюсь узнать много нового и полезного.
- Я постараюсь быть внимательным и активным на уроке.
Слайд 3Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы
на «пять»!
Нас называют …..
Слайд 4Слово СОЮЗ
образовано с помощью приставки
СЪ /СО, которая обозначает
СОЕДИНЕНИЕ,
СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ.
Слайд 5
Словарная работа
СОЮЗ - взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть
речи, частичка, связующая слова.
В.И.Даль
СОЮЗ - в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения.
С.И.Ожегов
Слайд 7 Задание:
спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы, выполните синтаксический разбор
предложений.
В..сна пришла и пр..несла т..пло.
С наступлением в..сны со..нце пригрело, и природа нач..ла просыпат..ся.
Слайд 9 Задание.
Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и
образуйте сложные предложения. Определите разряд союзов.
1) Мы возвращались домой. 2) Было тихо, темно. (Когда, и).
1) Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2) Все хвалили её. (И).
1) Я надел старую шинель. 2) Взял зонтик. 3) Шел дождь. (Потому что, и )
1) Я выздоровел. 2) Мне стало ясно. 3) Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что).
1)Сквозь иней на стёклах было видно. 2) Горит крыша мастерской.3) За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а)
Слайд 11Текст
Чуть пр…грело солнышко, …в воздухе уже зап..хло весной. Талая
вода пропитала пот..мневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо ещё не стало чистым, …голубизна уже проглядывает сквозь обл…ка. Птиц… счас…ливы, …вновь ок…зались в родных м…стах.
Для справок: что, а, но, и.
Слайд 12слово И – один из самых древних союзов русского языка,
слово
И – за тысячелетия не изменило своего звучания,
- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
- слово И – было и остается исключительно частотным словом.
Слайд 13Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский
лик его прекрасен.
А.С.Пушкин
Слайд 14Лингвистическая игра
«Собери пословицу»
(работа в парах).
Слайд 15
В русском языке есть ____________- и служебные части речи.
2.Служебные части
речи – это ________________.
3.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного,
называется _______.
4. Союзы бывают ___________________________.
Слайд 16Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:
1) Костер потух,
и даже угли подернулись ртутными капельками росы.
2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.
3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.
Слайд 17Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения в составе сложного:
Заурчал,
завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.
2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.
3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.
Слайд 18Рефлексия
Сегодня я узнал о…
Теперь я могу…
Я научился(лась)…
Что я узнал нового на
уроке…
Своей работой я …
Меня удивили…
Слайд 19Домашнее задание:
упражнение 358.