Слайд 1Урок русского языка на тему:
«Образование действительных и страдательных причастий»
7
класс
Ергалиева Зауре Наурызгалиевна
Учитель русского языка и литературы
ГУ СШГ № 9
г. Актобе
Слайд 2Эпиграф:
«Многие русские слова сами по
себе излучают поэзию, подобно тому,
как
драгоценные камни излучают
таинственный блеск».
К. Г. Паустовский
Слайд 3
Терминологический диктант
1.Особая форма глагола.
2.Части речи, признаки которых имеет причастие.
3.Признаки прилагательного у
причастия.
4.Признаки глагола у причастия.
5.Как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие?
6.Как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?
7.Как называется слово, к которому относится причастие?
8. Какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные?
Слайд 4
Фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленный бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна… Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Местами расходились зелёные чащи, озарённые солнцем, и показывали неосвещённое между ними углубление, зиявшее, как тёмная пасть; оно всё было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в чёрной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый старый ствол ивы…
Слайд 5Работа с текстом
1. Какую картину вы увидели?
2. Докажите, что Н.
В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу. Приведите доказательства из текста.
Задания к тексту:
а) выпишите из текста все причастия, распределив их в два столбика: 1) действительные; 2) страдательные.
б) Обозначьте суффиксы причастий.
Слайд 6Александр Михайлович Герасимов
(1881-1963)
Слайд 7
А. М. Герасимов «После дождя» («Мокрая терраса»)
Слайд 8Как соотносятся друг с другом текст и картина? Обоснуйте свой ответ.
В
них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общей теме.
B) Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам.
Слайд 9Действительные и страдательные причастия
действительные
страдательные
суффиксы настоящего времени
- ущ-, -ющ- I спр. -ем-, -ом-
- ащ-, -ящ- II спр. -им-
суффиксы прошедшего времени
- вш-, - ш- - нн-, - енн- ,-т-
Слайд 10
Тест
1.Найдите словосочетание с действительным причастием прошедшего времени
а) выполненная работа;
б) растаявший снег;
в) колющий предмет.
2.Найдите словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени
а) зависевший от обстоятельств;
б) прочитанный рассказ;
в) видимая на небе.
3.Укажите причастие с суффиксом –ящ-
а) стел…щийся туман;
б) бор…щийся народ;
в) кле…щиеся обои.
4.Укажите причастие с суффиксом –ем-
а) слыш…мый рокот;
б) колебл…мый ветром;
в) хран…мый потомками.
5.От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени?
а) исправить;
б) приехать;
в) разбить.
Слайд 11
Продолжить предложение
Сегодня на уроке я научился….