Презентация, доклад по русскому языку в 5 кл по теме Омонимы

Содержание

познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов

Слайд 1«Путешествие в сказочное царство омонимов»
Урок русского языка
в 5 классе
Подготовила презентацию

учитель
русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2ст.Ассиновская»
Анзорова М.Д.
«Путешествие в сказочное царство омонимов»Урок русского языка в 5 классеПодготовила презентацию учитель русского языка и литературы МБОУ

Слайд 2 познакомить с омонимами;
учить, чем отличаются омонимы от многозначных

слов;
определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы;
показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах;
Обогатить словарный запас учащихся;
Совершенствовать орфографические умения.

Цели:

познакомить с омонимами;  учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов;  определять, в каком лексическом

Слайд 4Ы
задание1

Ы   задание1

Слайд 5 Царство Омонимов

Царство   Омонимов

Слайд 6- вал (чертёж)
- морской вал

- вал (чертёж)- морской вал

Слайд 7Омонимы (от греч. homos - одинаковый, onyma - имя) -

это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Их можно назвать
лексическими омонимами.
Например:
Мир - согласие, отсутствие войны.
Мир - вселенная, земной шар.

Омонимы

Омонимы  (от греч. homos - одинаковый, onyma - имя) - это слова  одной  и

Слайд 8 Омонимы (от древнегереч.:хомос – «ОДИНАКОВЫЙ», онима – «имя») – это

слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
Например: лук - огородное растение и лук– оружие, спортивный снаряд.


Что называется омонимами?

Омонимы (от древнегереч.:хомос – «ОДИНАКОВЫЙ», онима – «имя») – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно

Слайд 9- Коса
Возьмите на заметку!
В море суши полоса
Называется

коса,
И у девушки коса
Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
- Коса    Возьмите на заметку!В море суши полосаНазывается коса,И у девушки косаЦвета спелого овса.

Слайд 10 Задание 2
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой

норке.
В норку норкиу вошла.
Норку в норке не нашла.


Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка здесь, а норки - нет!

Александр Шибаев.

Задание 2Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкиу  вошла.Норку в

Слайд 11


Запишите слова-омонимы, выполните их морфемный и

словообразовательный разборы

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкиу вошла.
Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка здесь, а норки - нет!

Александр Шибаев.

Задание 2

Запишите слова-омонимы, выполните их морфемный и словообразовательный разборы Норка вылезла из норкиИ

Слайд 12Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла.
Норку

в норке не нашла.

Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка здесь, а норки - нет!

Проверь себя

Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла.Норку в норке не нашла.Если в норке

Слайд 13ЭТИМОЛОГИЯ слов
РАЗНЫЕ по происхождению

ЭТИМОЛОГИЯ словРАЗНЫЕ по происхождению

Слайд 14 Задание 3

Задание 3

Слайд 15- Капитан - многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство:

главный в группе, команде, на корабле.
У предметов, называющихся кранами, - никакого сходства в значении нет, у каждого слова своё лексическое значение (водопроводный кран, предназначенный для слива воды, и грузоподъёмная машина).
Слова КРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.
- Капитан - многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе, команде, на корабле.

Слайд 17Сходства и отличия омонимов и многозначных слов

Сходства и отличия  омонимов и многозначных слов

Слайд 18

Задание5
Подчеркните слова омонимы
1.Апельсин-плод цитрусового дерева.
По реке проплывал плот.
2.Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к берегу – Я берегу эту книгу





.

Слайд 19Кроме лексических омонимов можно выделить
Омоформы –(морфологические омонимы) -слова, которые одинаково

звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Пример:
Вы щенки! За мной ступайте!
Да смотрите ж. не болтайте,
Будет вам по калачу,
А не то поколочу.(А.С.Пушкин.)
Омофоны (фонетические омонимы )- слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Пример:
Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.)
Омографы (графические омонимы)- слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении(различия в ударении).Пример:
А что такое атлас?
Его приносят в класс
Я прочитала «атлас».


Кроме лексических омонимов  можно выделить Омоформы –(морфологические омонимы) -слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических

Слайд 20 Задание 6:

Омофоны (№1)
Омографы(№3)
Омоформы (№2)

Задание 6:   Омофоны (№1)   Омографы(№3)

Слайд 21 Задание 7: ( групповая работа)

«Дорога налево»
Отгадайте загадки.
1.Вот

слово для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке.
Другое щелкает в замке .
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
И там все время ни гугу.(ключ)
2.Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.(ирис)
3.черно-белая полоска, раскрасочка-отличная.
Если в городе ее вам придется встретить,
На пешеходном переходе- можно не заметить(зебра)
Задание 7: ( групповая работа)«Дорога налево»Отгадайте загадки.1.Вот слово для решенья В нем отыщите

Слайд 22«Дорога прямо»:
Прочитайте предложения.Ответьте устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл

предложений стал ясен? 1.Назовите вид данных омонимов.

- Это была настоящая мука

-Наконец мы нашли замок

2.Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановки гласных? Назовите вид омонимов.
Злекарство.а…зать на дерево- зал..зать рану, зап..вать куплет- зап..вать

«Дорога прямо»:Прочитайте предложения.Ответьте устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? 1.Назовите вид данных

Слайд 23 3.назовите омонимы, определите вид омонимии.

Случайно разбить стекло.- со стола стекло

молоко

2.Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановки гласных? Назовите вид омонимов.
Зал…зать на дерево- зал..зать рану, зап..вать куплет- зап..вать лекарство.

3.назовите омонимы, определите вид омонимии.Случайно разбить стекло.- со стола стекло молоко2.Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались

Слайд 24 «Дорога направо»

Задание: Найдите

омонимы и определите их вид.
Лисички.
-Кто вы?
-Мы лисички, дружные сестрички.
-Ну а вы-то кто же?
-Мы лисички тоже.
-Как, с одной-то лапкой?
-Нет еще со шляпкой.
Такса
Сев в такси спросила такса:
-За проезд какая такса?
А водитель:
-Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!

«Дорога направо»Задание: Найдите омонимы и определите их вид.Лисички.-Кто вы?-Мы

Слайд 25Что такое «каламбур»?
Каламбур – это игра слов
- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.

Сев в такси, спросила такса:
- За проезд какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!

Что такое «каламбур»? Каламбур – это игра слов - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. -

Слайд 26СИНКВЕЙН
ОМОНИМЫ

Одинаковые, различные
Пишутся, произносятся, обозначают
Написание одинаковое – значения различные
Слова
 
 

СИНКВЕЙНОМОНИМЫОдинаковые, различныеПишутся, произносятся, обозначаютНаписание одинаковое – значения различныеСлова  

Слайд 27 Что называют омонимами?
В чём отличие омонимов

от многозначных слов?

Закончите фразу:
 
Сегодня на уроке я узнал…
Я бы хотел, чтобы….
Я понял, что…

Что называют омонимами? В чём отличие омонимов      от многозначных слов?Закончите

Слайд 28Домашнее задание
Учить записи в справочнике.
Выполнить упр.208 или упр.209
Творческое задание
(по желанию):

составить каламбур, нарисовать рисунки к словам - омонимам.
Домашнее заданиеУчить записи в справочнике.Выполнить упр.208 или упр.209Творческое задание (по желанию): составить каламбур, нарисовать рисунки к словам

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть