Слайд 1Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
Урок русского языка в 5
классе
Подготовил: учитель русского языка Калеганова О.В.
Слайд 2Цель урока :
дать понятие натюрморта;
познакомиться с творчеством художника;
подготовиться к художественному
описанию картины;
использовать лексико-изобразительные средства.
Слайд 3Этапы работы:
Рассказ о художнике.
Беседа по картине.
Проведение словарно-стилистической работы.
Составление плана.
Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений.
Слайд 4Петр Петрович Кончаловский(1876 - 1956 г.г.)
Родился в Славянске Харьковской губернии, учился
в Рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюльена в Париже и в Петербургской Академии художеств.
Жил в Москве. Был одним из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских «Свободных художественных мастерских».
Награжден Сталинской премией первой степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР.
За 60 творческих лет создал около 2000 полотен.
Слайд 5
П.П.Кончаловский любил изображать цветы и делал это так, что кажется, они
сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.
Важное место в творчестве занимает натюрморт.
Слайд 6Что такое натюрморт?
Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт”
- мертвый. Буквально “мертвая природа”.
Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.
Слайд 7Художник говорил, что в “ цветах есть все, что существует в
природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”.
Слайд 8Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.
Особенно
художник любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий.
Слайд 10Беседа по картине.
- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?
-
Созвучно ли настроение музыки и картины?
(Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.)
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
- Какого цвета, каких оттенков сирень?
- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).
- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.
- Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)
- Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)
Слайд 11Древнегреческая легенда о сирени
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал
однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.
Слайд 12Объяснительный диктант
Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый
(оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная; чудесная, очаровательная.
Задание:
Укажите слова с суффиксами –оват-, -ист-, -еньк-.
Назовите прилагательные, обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку.
Обозначьте безударную гласную в корне.
Слайд 13- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?
Эта
чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
Слайд 14Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все
живет, цветет и радуется”.
Слайд 15Составление плана сочинения
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
II. Чудесный букет
сирени.
Цвет
Гроздья.
Листья
Корзина
III. “В букете все живет, цветет и радуется”.
Слайд 16Вс. Рождественский
«Сирень»
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
Слайд 17М.Бекетова «Сирень»
Вставал обыкновенный вешний день,
Парил туман, заря траву косила,
И вспыхнула лиловая
сирень
С какой-то неосознанною силой.
Она раскрылась робко, не спеша,
Застенчиво и неохотно вроде,
И вдруг пошла, пошла, пошла
Смеяться и бурлить, как в половодье.
Слайд 18- Что общего вы находите в изображении сирени на картине и
в стихотворениях?
Художник передает красоту цветов при помощи красок,
композитор - при помощи звуков,
поэты в своих стихотворениях используют средства художественной выразительности.
Слайд 19Домашнее задание
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.