Презентация, доклад по русскому языку в 5 классе по теме Морфемика

Содержание

Выпишите предложения с обращением.1. О чём ты, заинька, плачешь?2. Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.3. Как мне не плакать, петух?4. В избушке жили петух, заяц.

Слайд 1Двадцатое декабря.
Классная работа.

Двадцатое декабря.Классная работа.

Слайд 2Выпишите предложения с обращением.
1. О чём ты, заинька, плачешь?

2. Вокруг ёлочки

скакали зайцы, белки.

3. Как мне не плакать, петух?

4. В избушке жили петух, заяц.

Выпишите предложения с обращением.1. О чём ты, заинька, плачешь?2. Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.3. Как мне не

Слайд 3Спишите слова, разберите их по составу:
Надрезать
подрубить
Подобрать
подобреть
Одинаковы ли приставки в этих словах?

Спишите слова, разберите их по составу:НадрезатьподрубитьПодобратьподобретьОдинаковы ли приставки в этих словах?

Слайд 4Из чего же сделаны
наши мальчишки?
Видео

Из чего же сделанынаши мальчишки?Видео

Слайд 5Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши

мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки, Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки!

Синтаксический разбор первого предожения

Из чего же, из чего же, из чего же  Сделаны наши мальчишки?  Из веснушек и

Слайд 6Из чего же, из чего же, из чего же
сделаны наши

мальчишки?

Синтаксический разбор предожения

(вопрос.,невоскл.,простое,двусост., распр.,полное,осложнено однород. допол.)

?

?

,

,

Из чего же, из чего же, из чего же  сделаны наши мальчишки? Синтаксический разбор предожения(вопрос.,невоскл.,простое,двусост., распр.,полное,осложнено

Слайд 7А из чего сделаны слова?

А из чего сделаны слова?

Слайд 8Морфема –наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Морфема –наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Слайд 9«Строительные блоки» для слов называются
морфемами
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий

морфемы.
«Строительные блоки» для слов называютсяморфемамиПриставкаКореньСуффиксОкончаниеМорфемика – раздел науки о языке, изучающий морфемы.

Слайд 10Что обозначает морфема «Ш»?
Шла, прошла
Корень -Ш- обозначает движение человека пешком.

Часто бывает так, что одна морфема ничего не может выразить, тогда на помощь ей приходят другие морфемы. Вместе они создают такое количество слов, что из них складывается весь язык.
Что обозначает морфема «Ш»?Шла, прошлаКорень -Ш- обозначает движение человека пешком.   Часто бывает так, что одна

Слайд 11Действующие лица: два человечка, морфемы: корень -Ш-, суффикс -Л- (он обозначает

прошедшее время, окончание –И, а также разные приставки.

Ваша задача: описать действия человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с разными приставками.

Действующие лица: два человечка, морфемы: корень -Ш-, суффикс -Л- (он обозначает прошедшее время, окончание –И, а также

Слайд 12шли
зашли
вышли
пришли
отошли
подошли
ушли
сошли

шлизашливышлипришлиотошлиподошлиушлисошли

Слайд 13Значения и роль приставки
Например:
ПРИСТАВКА ПРИ- ОБОЗНАЧАЕТ ПРИБЛИЖЕНИЕ.

ПРИСТАВКА БЕЗ- ОБОЗНАЧАЕТ ОТСУТСТВИЕ ЧЕГО-ТО.

Значения и роль приставкиНапример:ПРИСТАВКА ПРИ- ОБОЗНАЧАЕТ ПРИБЛИЖЕНИЕ.ПРИСТАВКА БЕЗ- ОБОЗНАЧАЕТ ОТСУТСТВИЕ ЧЕГО-ТО.

Слайд 14ГРАМОТНЫЙ
ПРИ
БЕЗГРАМОТНЫЙ
БЕЖАЛ
ПРИБЕЖАЛ

ГРАМОТНЫЙПРИБЕЗГРАМОТНЫЙБЕЖАЛПРИБЕЖАЛ

Слайд 15Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий

иней На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватой.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватой.
В. Фетисов

Выпишите однокоренные слова

Вечер зимний  В небе синем  Звезды синие зажег.  Ветви сыплют  Синий иней

Слайд 16В синем, подсиненный, синеет, синеватой.
В синем, синие, синий, синей.
КОРЕНЬ -

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА
В синем, подсиненный, синеет, синеватой.В синем, синие, синий, синей. КОРЕНЬ - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 17Вывод: однокоренные слова имеют
РАЗНОЕ лексическое значение И ОБЩИЙ
КОРЕНЬ.

Формы одного

и того же слова различаются окончаниями,
но имеют одно и то же лексическое значение.
Вывод: однокоренные слова имеют РАЗНОЕ лексическое значение И ОБЩИЙКОРЕНЬ. Формы одного и того же слова различаются окончаниями,

Слайд 18В КОРНЕ ЗАКЛЮЧЕНО ЛЕКСИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
СНЕГ
СНЕГовик
но
нос
НОСок

В КОРНЕ ЗАКЛЮЧЕНО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СНЕГСНЕГовикноносНОСок

Слайд 19СУФФИКС – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА
Роль данной морфемы в слове
+
ОНОК
=
ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ

ДЕТЁНЫШ
Изменяется значение слова
СУФФИКС – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВАРоль данной морфемы в слове+ОНОК=ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ

Слайд 20ист
Музыкальный
инструмент
Человек, который
играет на гитаре
Образуется новое слово
Роль суффикса в слове

истМузыкальныйинструментЧеловек, которыйиграет на гитареОбразуется новое словоРоль суффикса в слове

Слайд 21ОКОНЧАНИЕ – ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА
Роль окончаний
А
Дом

Дома

Окончания служат для образования форм слова.

ОКОНЧАНИЕ – ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВАРоль окончанийАДом

Слайд 22Роль морфем

Роль морфем

Слайд 23Выводы:
Без корня слова не бывает, именно в нём заключено лексическое значение

слова
Приставки и суффиксы образуют НОВЫЕ слова. Окончание служит для образования ФОРМ слова.
Морфемы передают определённые языковые значения.
Выводы:Без корня слова не бывает, именно в нём заключено лексическое значение слова Приставки и суффиксы образуют НОВЫЕ

Слайд 24

Домашнее задание:
§70, упр. 376

Домашнее задание: §70, упр. 376

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть