Презентация, доклад по русскому языку в 10-м классе Многозначность слова в художественном тексте

Содержание

Проверим д/зЛодкаЯлик –двухвёсельная лодкаГичка – быстроходная шлюпкаБарка – морское парусное судноБайдарка – спортивная лодкаДжонка – грузовое судноКатер – малый военный корабльЯхта –парусное судноПлоскодонка –плоскодонное судно

Слайд 1Многозначность слова в художественном тексте
А ты?
Входя в дома любые –
И

в серые
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звуку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
А. Мартынов «След».
Многозначность слова в художественном текстеА ты?Входя в дома любые – И в серыеИ в голубые,Всходя на лестницы

Слайд 2Проверим д/з
Лодка
Ялик –двухвёсельная лодка
Гичка – быстроходная шлюпка
Барка – морское парусное судно
Байдарка

– спортивная лодка
Джонка – грузовое судно
Катер – малый военный корабль
Яхта –парусное судно
Плоскодонка –плоскодонное судно
Проверим д/зЛодкаЯлик –двухвёсельная лодкаГичка – быстроходная шлюпкаБарка – морское парусное судноБайдарка – спортивная лодкаДжонка – грузовое судноКатер

Слайд 3Проверим д/з
Каяк –небольшая лодка с двумя вёслами (народы Севера)
Каноэ – гребная

спортивная одновёсельная лодка
Ботик –небольшое парусное, гребное, моторное судно
Плот – плавучая площадка
Катамаран – судно с двумя соединенными корпусами
Омороча – выдолбленная из дерева шлюпка
Душегубка – узкая неустойчивая шлюпка
Гондола – венецианская лодка с тентом или каютой
Вельбот – лёгкая быстроходная шлюпка
Пирога – узкая длинная лодка у индейцев
Проверим д/зКаяк –небольшая лодка с двумя вёслами (народы Севера)Каноэ – гребная спортивная одновёсельная лодкаБотик –небольшое парусное, гребное,

Слайд 5Праздный, -ая, -ое, -ден, -дна, -дно. 1. Бездельный, не заполненный делом,

работой. Они вели жизнь праздную. 2. Пустой, бессодержательный, порожденный праздностью. Праздное любопытство. Праздная болтовня. («Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова).
Праздный, о месте, просторе; незанятый, порожний, свободный, пустой, опростанный, пустопорожний. Праздный дом, без жильцов. Праздные поля, невозделанные. Праздная посуда, порожняя. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).
Праздный, -ая, -ое, -ден, -дна, -дно. 1. Бездельный, не заполненный делом, работой. Они вели жизнь праздную. 2.

Слайд 6А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые,
Всходя

на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звуку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
А. Мартынов «След».
А ты?Входя в дома любые – И в серыеИ в голубые,Всходя на лестницы крутые,В квартиры, светом залитые,Прислушиваясь

Слайд 7Однозначные: пойма, монолог, сердиться.
Многозначные: рукав, закат, идти.
Свойство слова иметь не

одно, а несколько значений, т.е. обозначать не одно, а несколько явлений действительности, называется многозначностью или полисемией
Однозначные: пойма, монолог, сердиться.Многозначные: рукав, закат, идти. Свойство слова иметь не одно, а несколько значений, т.е. обозначать

Слайд 10С каждым из приведенных слов составьте возможные словосочетания
Например: солнечный луч –

луч света – луч надежды – луч жизни – луч разума – лучи славы – лучи счастья – лучи радости
Плыть, лететь, родиться, добро, обличать, раскрыть, честь, память, памятник, нравственность.
С каждым из приведенных слов составьте возможные словосочетанияНапример: солнечный луч – луч света – луч надежды –

Слайд 11Готовимся к ЕГЭ 1. Укажите, в каком ряду все слова являются

однозначными

1) гамак, абажур, бегемот
2) гамма, безделье, жаворонок
3) гербарий, актерский, завязать
4) герб, амулет, заурядный

Готовимся к ЕГЭ 1. Укажите, в каком ряду все слова являются однозначными 1) гамак, абажур, бегемот 2)

Слайд 122. Укажите, в каком ряду все слова являются однозначными.
1) вариация, масонство,

обломить
2) варьете, впечатлять, мохер
3) выключатель, природа, нить
4) варвар, больной, зонтик

2. Укажите, в каком ряду все слова являются однозначными. 1) вариация, масонство, обломить 2) варьете, впечатлять, мохер

Слайд 133. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными.
1) теннис,

формировать, чабан
2) циркуляр, восстание, дубовый
3) дрязги, лига, масляный
4) либеральный, маленький, злиться

3. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными.  1) теннис, формировать, чабан 2) циркуляр, восстание,

Слайд 14 4. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными.
1) раздуть,

размочить, сажать
2) свежий, свернуться, секция
3) семга, переключить, нездоровый
4) медведь, нахлынуть, пешеход

4. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными.   1) раздуть, размочить, сажать

Слайд 15 5. В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)

Февраль! Достать чернил и плакать!
2) Писать о феврале навзрыд.
3) Пока грохочущая слякоть
4) Весною черною горит.

5. В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении?  1) Февраль! Достать чернил и

Слайд 166. В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)

Кинематограф. Три скамейки.
2) Сентиментальная горячка.
3) Аристократка и богачка
4) В сетях соперницы-злодейки
6. В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении?  1) Кинематограф. Три скамейки. 2) Сентиментальная

Слайд 177. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением.

Выберите из этого списка примеры метафоры.

1) растаять – «расчувствоваться»
2) штопор – «фигура высшего пилотажа»
3) соболь – «мех соболя» (дама в соболях)
4) бутылка – «содержимое бутылки»

7. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метафоры.

Слайд 188. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов

с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив буквой А метафору, Б – метонимию (синекдоху).

1) шарик – «шариковая ручка»
2) корочки – «диплом, удостоверение»
3) окно – «свободное время между занятиями»
4) прокол – «промах, ошибка»

8. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов с переносным значением. Определите тип переноса,

Слайд 199. Какие из следующих названий птиц употребляются в переносном, метафорическом значении

для характеристики человека?

1) гусь
2) сокол
3) фламинго
4) снегирь

9. Какие из следующих названий птиц употребляются в переносном, метафорическом значении для характеристики человека?  1) гусь

Слайд 20Прочитайте текст. Какой термин необходимо вставить на месте пропуска?
Однажды одесский градоначальник,

адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождающему его чиновнику:
– Скажите этому олуху, что я – Зеленый.
Тогда Дуров встал и отчетливо произнес:
– Ах, Зеленый! Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать.
В тот же вечер дрессировщик вывел на арену цирка свинью, выкрашенную в зеленый цвет. Зрители, уже прослышавшие о конфликте, разразились аплодисментами. Дуров посрамил своего обидчика, сыграв на (…) слова зеленый. Ведь оно передает не только понятие: «имеющий определенную окраску», но также и «недозрелый, неспелый злак или плод», и еще (в переносном смысле) «не достигший зрелости и опытности юнец».

Прочитайте текст. Какой термин необходимо вставить на месте пропуска? Однажды одесский градоначальник, адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика

Слайд 21 I вариант II вариант
Времена года любят капризничать, но по существу вернее их

нет ничего на. свете: весна, лето, осень, зима.
Весна …Сугробы волнисто сверкали: одна сторона к солнцу сверкает, другая голубеет. Сосны очнулись – лес был сосновый, я подошел к нему в полдень на лыжах и вдруг увидел, что все сосны очень зеленые и стволы золотые и что не отдельно и мертво стоят, а вместе, щека к щеке и все к солнцу: «И что же это было с нами?»

В каждой душе слово живет, горит, светится как звезда на небе и как звезда погаснет, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.

I вариант					II вариант Времена года любят капризничать, но по существу вернее их нет ничего на.

Слайд 22Домашнее задание

1 уровень: упр.34
2 уровень: на выбор
Напишите сочинение-миниатюру на любую тему,

используя различные типы полисемии.
Охарактеризуйте любого литературного героя, используя стилистические возможности многозначных слов. Для ответа пользуйтесь словарями:
1. Большой толковый словарь современного русского языка – М.: «Альта-Принт», 2007. – VIII, 1239 с.
2. Комплексный словарь русского языка / А.Н. Тихонов и др.; под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007. – XVI, 1228, [4] с

Домашнее задание1 уровень: упр.342 уровень: на выборНапишите сочинение-миниатюру на любую тему, используя различные типы полисемии.Охарактеризуйте любого литературного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть