Слайд 1Многозначность слова в художественном тексте
А ты?
Входя в дома любые –
И
в серые
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звуку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
А. Мартынов «След».
Слайд 2Проверим д/з
Лодка
Ялик –двухвёсельная лодка
Гичка – быстроходная шлюпка
Барка – морское парусное судно
Байдарка
– спортивная лодка
Джонка – грузовое судно
Катер – малый военный корабль
Яхта –парусное судно
Плоскодонка –плоскодонное судно
Слайд 3Проверим д/з
Каяк –небольшая лодка с двумя вёслами (народы Севера)
Каноэ – гребная
спортивная одновёсельная лодка
Ботик –небольшое парусное, гребное, моторное судно
Плот – плавучая площадка
Катамаран – судно с двумя соединенными корпусами
Омороча – выдолбленная из дерева шлюпка
Душегубка – узкая неустойчивая шлюпка
Гондола – венецианская лодка с тентом или каютой
Вельбот – лёгкая быстроходная шлюпка
Пирога – узкая длинная лодка у индейцев
Слайд 5Праздный, -ая, -ое, -ден, -дна, -дно. 1. Бездельный, не заполненный делом,
работой. Они вели жизнь праздную. 2. Пустой, бессодержательный, порожденный праздностью. Праздное любопытство. Праздная болтовня. («Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова).
Праздный, о месте, просторе; незанятый, порожний, свободный, пустой, опростанный, пустопорожний. Праздный дом, без жильцов. Праздные поля, невозделанные. Праздная посуда, порожняя. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).
Слайд 6А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые,
Всходя
на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звуку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
А. Мартынов «След».
Слайд 7Однозначные: пойма, монолог, сердиться.
Многозначные: рукав, закат, идти.
Свойство слова иметь не
одно, а несколько значений, т.е. обозначать не одно, а несколько явлений действительности, называется многозначностью или полисемией
Слайд 10С каждым из приведенных слов составьте возможные словосочетания
Например: солнечный луч –
луч света – луч надежды – луч жизни – луч разума – лучи славы – лучи счастья – лучи радости
Плыть, лететь, родиться, добро, обличать, раскрыть, честь, память, памятник, нравственность.
Слайд 11Готовимся к ЕГЭ 1. Укажите, в каком ряду все слова являются
однозначными
1) гамак, абажур, бегемот
2) гамма, безделье, жаворонок
3) гербарий, актерский, завязать
4) герб, амулет, заурядный
Слайд 122. Укажите, в каком ряду все слова являются однозначными.
1) вариация, масонство,
обломить
2) варьете, впечатлять, мохер
3) выключатель, природа, нить
4) варвар, больной, зонтик
Слайд 133. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными.
1) теннис,
формировать, чабан
2) циркуляр, восстание, дубовый
3) дрязги, лига, масляный
4) либеральный, маленький, злиться
Слайд 14
4. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными.
1) раздуть,
размочить, сажать
2) свежий, свернуться, секция
3) семга, переключить, нездоровый
4) медведь, нахлынуть, пешеход
Слайд 15
5. В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)
Февраль! Достать чернил и плакать!
2) Писать о феврале навзрыд.
3) Пока грохочущая слякоть
4) Весною черною горит.
Слайд 166. В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)
Кинематограф. Три скамейки.
2) Сентиментальная горячка.
3) Аристократка и богачка
4) В сетях соперницы-злодейки
Слайд 177. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением.
Выберите из этого списка примеры метафоры.
1) растаять – «расчувствоваться»
2) штопор – «фигура высшего пилотажа»
3) соболь – «мех соболя» (дама в соболях)
4) бутылка – «содержимое бутылки»
Слайд 188. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов
с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив буквой А метафору, Б – метонимию (синекдоху).
1) шарик – «шариковая ручка»
2) корочки – «диплом, удостоверение»
3) окно – «свободное время между занятиями»
4) прокол – «промах, ошибка»
Слайд 199. Какие из следующих названий птиц употребляются в переносном, метафорическом значении
для характеристики человека?
1) гусь
2) сокол
3) фламинго
4) снегирь
Слайд 20Прочитайте текст. Какой термин необходимо вставить на месте пропуска?
Однажды одесский градоначальник,
адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождающему его чиновнику:
– Скажите этому олуху, что я – Зеленый.
Тогда Дуров встал и отчетливо произнес:
– Ах, Зеленый! Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать.
В тот же вечер дрессировщик вывел на арену цирка свинью, выкрашенную в зеленый цвет. Зрители, уже прослышавшие о конфликте, разразились аплодисментами. Дуров посрамил своего обидчика, сыграв на (…) слова зеленый. Ведь оно передает не только понятие: «имеющий определенную окраску», но также и «недозрелый, неспелый злак или плод», и еще (в переносном смысле) «не достигший зрелости и опытности юнец».
Слайд 21
I вариант II вариант
Времена года любят капризничать, но по существу вернее их
нет ничего на. свете: весна, лето, осень, зима.
Весна …Сугробы волнисто сверкали: одна сторона к солнцу сверкает, другая голубеет. Сосны очнулись – лес был сосновый, я подошел к нему в полдень на лыжах и вдруг увидел, что все сосны очень зеленые и стволы золотые и что не отдельно и мертво стоят, а вместе, щека к щеке и все к солнцу: «И что же это было с нами?»
В каждой душе слово живет, горит, светится как звезда на небе и как звезда погаснет, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.
Слайд 22Домашнее задание
1 уровень: упр.34
2 уровень: на выбор
Напишите сочинение-миниатюру на любую тему,
используя различные типы полисемии.
Охарактеризуйте любого литературного героя, используя стилистические возможности многозначных слов. Для ответа пользуйтесь словарями:
1. Большой толковый словарь современного русского языка – М.: «Альта-Принт», 2007. – VIII, 1239 с.
2. Комплексный словарь русского языка / А.Н. Тихонов и др.; под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007. – XVI, 1228, [4] с