Презентация, доклад по русскому языку в 10 классе на тему Подчинительные союзы. Простые и составные

Содержание

Подчинительные союзы по значению делятся на несколько разрядов. Название разряда подсказывает, какой смысл выражает тот или иной союз.Познакомьтесь с этими разрядами по таблице.

Слайд 1Подчинительные союзы
Простые и составные

Подчинительные союзыПростые и составные

Слайд 2Подчинительные союзы по значению делятся на несколько разрядов. Название разряда подсказывает,

какой смысл выражает тот или иной союз.
Познакомьтесь с этими разрядами по таблице.

Подчинительные союзы по значению делятся на несколько разрядов. Название разряда подсказывает, какой смысл выражает тот или иной

Слайд 3Разряды союзов

Разряды союзов

Слайд 4Разряды союзов

Разряды союзов

Слайд 5Разряды союзов

Разряды союзов

Слайд 6Если вам кажется, что запомнить эту таблицу трудно, не огорчайтесь: знать

ее всю не нужно, надо научиться узнавать в лицо основные союзы. Так что назначение этой таблицы то же, что и у хорошей шпаргалки.
Будьте внимательны: не проскочите мимо подчинительного союза! Хорошее знание в лицо подчинительных союзов помогает быстро и правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Подчинительные союзы служат нам ориентирующими знаками при письме, то есть знаками-подсказками.
Если вам кажется, что запомнить эту таблицу трудно, не огорчайтесь: знать ее всю не нужно, надо научиться

Слайд 7В копилку слов
потому что оттого что несмотря на то что вследствие того

что ввиду того что
Обратите внимание на одно пунктуационное правило:
В сложноподчиненных предложениях с составными подчинительными союзами ставится только одна запятая – либо перед союзом, либо в середине союза. Вот так: Он не пришел, потому что был занят. – Он не пришел потому, что был занят.
Место запятой зависит от интонации и смысла.


В копилку слов потому что  оттого что  несмотря на то что вследствие того что ввиду

Слайд 81. Поработайте предсказателями. Что можно сказать о предложениях, которые начинаются следующими

словами? Решите: какие из этих слов союзы, а какие союзные слова?

1) Как только... 2) Несмотря на то что... 3) Где... 4) Едва... 5) Кто...
2. Придумайте предложения, которые подтвердили бы ваши догадки. (устно)

1. Поработайте предсказателями. Что можно сказать о предложениях, которые начинаются следующими словами? Решите: какие из этих слов

Слайд 92. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные морфемы. Найдите подчинительные

союзы, определите, какие из них простые, а какие – составные. Какое значение каждый из союзов вносит в предложение?

1. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоцен(?)ые камни излучают таинств(?)ый блеск.
2. Очевидно слово кажется нам поэтическим в том случае когда оно передает понятие наполн(?)ое для нас поэтическим содержанием.
3. Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы (не)потерять чувство этого языка нужно (не)только постоя(?)ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой (из)под куста лещины.
4. Чем прозрачнее воздух тем ярче солнечный день. Чем прозрачнее проза тем совершеннее ее красота. (К.Паустовский)
18.2. Дайте общую характеристику второго предложения.

2. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные морфемы. Найдите подчинительные союзы, определите, какие из них простые,

Слайд 10В копилку слов:
из-за из-под
3. Дополните синонимические ряды. Какой смысл эти союзы вносят

в предложение? Какие из союзов сочинительные, а какие подчинительные?
Вот так:
Чтобы – для того чтобы – с тем чтобы – дабы (подчинительные союзы цели).
1) Чтобы – для того чтобы – ... 2) Потому что – оттого что – ... 3) Однако – зато – ... 4) Несмотря на то что – ...
В копилку слов:из-за из-под3. Дополните синонимические ряды. Какой смысл эти союзы вносят в предложение? Какие из союзов

Слайд 11 Проверьте себя, хорошо ли вы знаете разряды подчинительных союзов. Для

этого выполните тест.

1. Укажите временные союзы:
а) поскольку, б) откуда, в) едва, г) лишь только.
2. Укажите составные сравнительные союзы:
а) как будто, б) потому что, в) если бы, г) подобно тому как.

Проверьте себя, хорошо ли вы знаете разряды подчинительных союзов. Для этого выполните тест.  1. Укажите

Слайд 123. Найдите четвертое «лишнее»:
а) хотя, б) ввиду того что, в) пусть, г) несмотря на то

что.
4. Укажите устаревший союз цели:
а) для того чтобы, б) дабы, в) коли, г) ибо.
5. Найдите изъяснительные союзы:
а) чтобы, б) что, в) чем, г) для того чтобы.

3. Найдите четвертое «лишнее»:а) хотя, б) ввиду того что, в) пусть, г) несмотря на то что.4. Укажите устаревший

Слайд 136. Какие из союзов являются многозначными, то есть могут входить не

в один, а в несколько разрядов в зависимости от значения:
а) оттого что, б) чтобы, в) как, г) если?
7. Укажите ряд, в котором все союзы условные:
а) в то время как, когда, пока, едва; б) чтобы, что, как, ли; в) ежели, коли, в случае если, раз.

6. Какие из союзов являются многозначными, то есть могут входить не в один, а в несколько разрядов

Слайд 143. Вы уже знаете множество античных мифов. Прочитайте миф об Амуре

и Психее, сочиненный римским поэтом Апулеем во II веке н.э. Читая текст, мысленно вставляйте в места пропусков союзы (союзные слова).

С помощью Зефира западного ветра Амур получил в жены царскую дочь Психею. ...муж ее оставался (не)видимым и поставил условие: все будет хорошо... она (не)будет пытаться его увидеть. Психея (не)возражала... вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник поместить его в сосуд и закрыть крышкой... ночью... муж заснет осветить комнату и посмотреть за... же она все(таки) вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви тем самым нарушив запрет (н?)когда (не)видеть лица своего загадочного супруга. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука державшая светильник дрогнула и на нежную кожу Амура упала капля горячего масла. ...бог любви проснулся от боли он понял... случилось и улетел. А Психея очутилась на земле. ...снова увидеть Амура ей пр(?)шлось пройти множество испытаний. Пр(?)одолев их и даже спустившись в Аид за мертвой водой Психея после мучительных страданий ниспосла(?)ых на нее разгнева(?)ой Венерой... обретает счастье любви но и получает от богов бессмертие.

3. Вы уже знаете множество античных мифов. Прочитайте миф об Амуре и Психее, сочиненный римским поэтом Апулеем

Слайд 15Много позже миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к

выводу ... миф этот – не просто любовная история. Он имеет глубокий смысл. Имя Психеи происходит от греческого слова психе – «душа». Душа (Психея) сначала вознесе(?)ая на небо обрекается затем на странствования по земле пр(?)терпевая (не)взгоды и лишения. Но... она искренна и верна то сможет все пр(?)возмочь и в конце концов вернется на небеса где воссоед(?)нится со своей любовью. (Из энциклопедии «Мифы народов мира»)
4. Перепишите текст, вставляя в места пропусков союзы (союзные слова) и расставляя знаки препинания. Укажите разряды сочинительных и подчинительных союзов.

Много позже миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу ... миф этот – не просто

Слайд 165. Какие слова образованы в русском языке от греческого слова психе

– «душа»? Запишите их и составьте с ними предложения.
В копилку слов:
преодолеть претерпеть превозмочь

5. Какие слова образованы в русском языке от греческого слова психе – «душа»? Запишите их и составьте

Слайд 17ПЕРЕМЕНА
В восьмой главе пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» есть такие

строчки:
В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне...
ПЕРЕМЕНА В восьмой главе пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» есть такие строчки:В те дни, когда в

Слайд 18В этой строфе есть несколько загадок, не разгадав которые невозможно понять,

почему Пушкин «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».
Строки требуют комментария.
Оказывается, Апулей, с которым мы познакомились, читая пересказ мифа об Амуре и Психее, – автор занимательного романа «Золотой осел», в котором рассказываются фантастические похождения героя, превращенного в осла. А Цицерон, как вы, наверное, знаете, – римский государственный деятель, оратор и философ I в. до н.э. Его речи обычно изучали для упражнений в латинском языке. Конечно же, Пушкину-лицеисту гораздо ближе было легкое и остроумное перо Апулея, чем тяжеловесные речи Цицерона.

В этой строфе есть несколько загадок, не разгадав которые невозможно понять, почему Пушкин «читал охотно Апулея, а

Слайд 196. Сделайте письменный прогноз отрезков предложений. Расставьте в них знаки препинания.
Вот

так: Когда школьники бросив... . Предложение начинается подчинительным союзом когда, союз сигнализирует о том, что это придаточная часть сложноподчиненного предложения. Она осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, поэтому перед деепричастием бросив ставлю запятую и жду, когда закончится оборот, чтобы поставить вторую запятую. Потом жду, когда закончится придаточная часть, после которой тоже поставлю запятую.
1) Если стоит жаркое... 2) Когда утомленные... 3) Мы смотрели как двигаясь...
6. Сделайте письменный прогноз отрезков предложений. Расставьте в них знаки препинания. Вот так: Когда школьники бросив... .

Слайд 207. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство». Перепишите текст, по

ходу письма подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Союзы заключите в овал. Укажите разряды подчинительных союзов.

Когда нас оделили мороженым и фруктами мы несмотря на палящие лучи солнца встали и отправились играть. – Давайте в Робинзона, – сказала Любочка щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – Нет скучно вечно Робинзон. Ежели непременно хотите так давайте лучше беседочку строить, – сказал Володя лениво повалившись на траву. Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия. Может быть у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры.

7. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство». Перепишите текст, по ходу письма подчеркивая основы и расставляя

Слайд 21Когда мы сели на землю и воображая что плывем на рыбную

ловлю изо всех сил начали грести Володя сидел сложа руки в позе не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это но он отвечал что мы ничего не выиграем и не проиграем оттого что мы будем больше или меньше махать руками. Я невольно согласился с ним. Когда воображая что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес Володя лег на спину закинул руки под голову и сказал мне будто бы и он ходил. Я сам знаю что из палки не только убить птицу но и выстрелить никак нельзя. Это игра. Но коли так рассуждать то и на стульях ездить нельзя. А игры не будет, что ж тогда остается?.. (По   Л.Н. Толстому)
Когда мы сели на землю и воображая что плывем на рыбную ловлю изо всех сил начали грести

Слайд 228. Как вы оцениваете отношение Володи к игре? А других детей?

Как бы вы ответили на последний вопрос текста?
В копилку слов:
непременно наслаждение

8. Как вы оцениваете отношение Володи к игре? А других детей? Как бы вы ответили на последний

Слайд 23Домашнее задание:
1. параграф 207
Упр. 88

Домашнее задание:1. параграф 207Упр. 88

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть