Презентация, доклад по русскому языку в 10 классе на тему Причастие

Содержание

Слайд 1
Садыхова Эсмира Закировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Ахтынская

СОШ №2 им.В.Эмирова»
Садыхова Эсмира Закировна, учитель русского языка и литературы  МКОУ «Ахтынская СОШ №2 им.В.Эмирова»

Слайд 3

«Сии слова служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу». М.В.Ломоносов.

Слайд 4Задание ЕГЭ №11: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква

И.

настраива..мый
увид…нный
слыш…мый
надломл…нный
незабыва…мый

Задание ЕГЭ №11: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. настраива..мыйувид…нныйслыш…мыйнадломл…нныйнезабыва…мый

Слайд 5
Тема урока: Причастие.

Тема урока: Причастие.

Слайд 6Задание ЕГЭ №11: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква

И.

настраиваемый
увиденный
слышимый
надломленный
незабываемый
причастие слышимый образовано от глагола слышать – это глагол II спряжения.

Задание ЕГЭ №11: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. настраиваемыйувиденныйслышимыйнадломленныйнезабываемый	причастие слышимый образовано от

Слайд 7Записать число, тему урока, познакомиться с целью и задачами урока

Записать число, тему урока, познакомиться с целью и задачами урока

Слайд 8Задачи:
- закрепить знания о грамматических признаках причастия, сходных с грамматическими признаками

глагола и прилагательного;
- сформировать умения находить причастия в тексте, различать лексико-грамматические разряды;
- повторить правописание суффиксов причастий (-УЩ, - ЮЩ, АЩ, - ЯЩ, - ИМ, - ЕМ,- ОМ);
- развить речевые навыки, орфографическую зоркость;
- развить умение работать самостоятельно и в парах, вырабатывать навыки само- и взаимоконтроля.

Задачи: - закрепить знания о грамматических признаках причастия, сходных с грамматическими признаками глагола и прилагательного; - сформировать

Слайд 9Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера.

Причастие – «часть речи, причастная

к глаголу, в образе прилагательного».
В.И. Даль


Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера. Причастие – «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

Слайд 10



Кластер

Причастие


Прилагательное
Глагол






род
число
падеж
возвратность
время
вид


Настоящее время
Прошедшее время


Кластер ПричастиеПрилагательноеГлаголродчислопадежвозвратностьвремявидНастоящее времяПрошедшее время

Слайд 11Взаимопроверка
Расставьте ударение в словах:
ИЗБАЛОВАННЫЙ, СЛИВОВЫЙ, ГОФРИРОВАННЫЙ, ДИСПАНСЕР, ЖАЛЮЗИ, ЗАВИДНЫЙ, ТОРТЫ, 

НЕФТЕПРОВОД, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОБЛЕГЧИТЬ, ПОЗВОНИТ, ПРИНЯВШИЙ, ХОДАТАЙСТВО.

ВзаимопроверкаРасставьте ударение в словах: ИЗБАЛОВАННЫЙ, СЛИВОВЫЙ, ГОФРИРОВАННЫЙ, ДИСПАНСЕР, ЖАЛЮЗИ, ЗАВИДНЫЙ, ТОРТЫ,  НЕФТЕПРОВОД, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОБЛЕГЧИТЬ, ПОЗВОНИТ, ПРИНЯВШИЙ, ХОДАТАЙСТВО.

Слайд 12
ИЗБАЛОВАННЫЙ, СЛИВОВЫЙ, ГОФРИРОВАННЫЙ, ДИСПАНСЕР, ЖАЛЮЗИ, ЗАВИДНЫЙ, ТОРТЫ,  НЕФТЕПРОВОД, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОБЛЕГЧИТЬ, ПОЗВОНИТ,

ПРИНЯВШИЙ, ХОДАТАЙСТВО.

ИЗБАЛОВАННЫЙ, СЛИВОВЫЙ, ГОФРИРОВАННЫЙ, ДИСПАНСЕР, ЖАЛЮЗИ, ЗАВИДНЫЙ, ТОРТЫ,  НЕФТЕПРОВОД, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОБЛЕГЧИТЬ, ПОЗВОНИТ, ПРИНЯВШИЙ, ХОДАТАЙСТВО.

Слайд 13
ИЗБАЛОВАННЫЙ Отвечает на вопросы
какой? что сделанный?, м.р., ед.ч., им. пад.,

сов. вид., пр. вр.,
суффикс –нн- страдательного причастия.

ПРИНЯВШИЙ. Отвечает на вопросы
какой? что сделавший?, м.р., ед.ч., им. пад., сов. вид., пр. вр.,
суффикс –вш- действительного причастия.

ИЗБАЛОВАННЫЙ Отвечает на вопросы какой? что сделанный?, м.р., ед.ч., им. пад., сов. вид., пр. вр., суффикс –нн-

Слайд 14Отработка вариантов ЕГЭ. Работа в парах. Вариант 1
2. Прочитайте текст и

выполните задания1-4. (1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.
1. Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
2. Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
3. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастия.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1)расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3)находилось большое стадо овец(4)улегшихся на отдых.
1. 1,2,4 2. 1,2,3,4 3. 1,4 4. 1,2

Отработка вариантов ЕГЭ. Работа в парах. Вариант 12. Прочитайте текст и выполните задания1-4.		 (1)Утром, когда багровое солнце

Слайд 15Отработка вариантов ЕГЭ. Работа в парах. Вариант 2
1. В каком вариантов

твета правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Ребятишки собрались у речки(1) и с любопытством наблюдали за товарищем(2) нырявшим в воду(3) и вынырнувшим оттуда(4) с каким-то предметом.
1. 1, 2, 3,4 2. 2 3. 2,3 4. 1, 2

2. Прочитайте текст и выполните задания 1-4
( 1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям.(4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долта».(11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвал источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17)Из синего дыма вышел лет семнадцати парень, с новой двустволкой. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего.(19) В довершении всего он не знал, что делать с птицей.
(20)- Зачем?
(21)- А, просто так…
(22)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, пистолеты и новые двустволки? (23) Кто должен научить их беречь и любить природу? (В. Песков)
1. Из предложений 7-10 выпишите все причастия.
2. Из предложения 11 выпишите причастный оборот.
3. При помощи какого способа образовано слово заболевшей?

Отработка вариантов ЕГЭ. Работа в парах. Вариант 2 								1. В каком вариантов твета правильно указаны все цифры,

Слайд 16Самопроверка:
За каждое правильно выполненное задание в тесте – 1 балл

Самопроверка:За каждое правильно выполненное задание в тесте – 1 балл

Слайд 18
(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме

как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.(14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22) –  Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог!
(24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(По К.Г. Паустовскому)

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я

Слайд 19







bibliotekar.ru/rus/index.htm
lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html

bibliotekar.ru/rus/index.htm lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html

Слайд 201-группа

1)Какие типы речи представлены в тексте?

2)Какие выразительные средства использует автор?
3) Определите стиль текста .
1-группа  1)Какие типы речи представлены в тексте?

Слайд 212-группа
1) Сформулируйте ПРОБЛЕМЫ, которые поднимает автор данного текста.
2) В каком предложении говорится

об отношении автора к Катерине Ивановне?
3)К какому типу принадлежит эта проблема?
2-группа1) Сформулируйте ПРОБЛЕМЫ, которые поднимает автор данного текста.2) В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?3)К

Слайд 223-группа
1)Выписать причастия, произвести их морфемный разбор.

2)Морфемный состав каких слов помогает нам понять авторское отношение к главной героине?
3-группа1)Выписать причастия, произвести их морфемный разбор.

Слайд 24
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка –

тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).

С и н к в е й н

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка

Слайд 25ПРИМЕР

1.Мама 2.Добрая, милая 3.Любит, заботится, воспитывает 4.Самый драгоценный человек 5.Родитель


ПРИМЕР

Слайд 26Домашнее задание
Составить синквейн на тему «Причастие»

Домашнее задание Составить синквейн на тему «Причастие»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть