Слайд 1
Урок русского языка
Подготовка к ГИА
Задания части А-В,С-1
Слайд 3
Самая большая ценность народа – язык,
на котором он пишет, говорит,
думает
(Д.Н. Лихачев)
Задания
А1-А7 открытого типа ( с выбором ответа) и В1-В9(с кратким ответом) проверяют языковую и лингвистическую компетенции,
( умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний орфографии, пунктуации и синтаксиса.
А-1
В каком предложении содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»
1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.
3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть
коротких прикосновений к постоянству.
4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
Слайд 5А-2
(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни,
что это было воспоминание о постоянстве?
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство»
(предложение 9).
1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность
Слайд 6
А - 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море
войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Слайд 7А - 4
1) В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по
мягкости.
2) В слове ПОДВИГ последний звук – [к].
3) В слове МАЯ 4 звука.
4) В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
Слайд 8Задания А5, А6, А7
Орфография
1. Правописание чередующейся безударной гласной в корне
2. Правописание
приставок
3. Правописание суффиксов
Слайд 9Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
- А-
согласной
ударения
значения
-лаг- (-а)
-кас- (-а-)
-лож-(-а-)
-кос-
(-а-)
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
Скак-скоч
(перед к – а,
перед ч – о)
-гар-
-гор-
-зар-
-зор-
МАК – МОК
РАВН - РОВН
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
отрасль.
Искл.: зоревать
Слайд 10А-5
Укажите слово с чередующейся гласной в корне
слова.
1. меняет
2. горевать
3. избирать
4. зароптала
Слайд 11Правописание приставок и суффиксов
Слайд 12А-6
В каком слове правописание приставки определяется глухостью последующего согласного?
1.
разбираться
2. обмениваться
3. разглядывал
4. рассказать
Слайд 13А-7
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе отглагольного прилагательного
пишется одно Н»?
1. интереснее
2. полезнее
3. цветные
4. толчёные
Слайд 14Задание В 1
Лексика, стилистика
Синонимы- это слова одной части речи, у которых
лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы.
Слайд 15Укажите строку, в которой все слова являются синонимами
Тихий, беззвучный, бледный,
безмолвный.
Неповторимый, своеобразный, особенность, самобытный.
Безграничный, бескрайний, необъятный, необозримый.
Выдающийся, замечательный, видный, заурядный.
Слайд 16В-1
Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите
это слово ____________________________________________________________________
Слайд 17В-2
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ___________________________
_________________________________
Слайд 18
Задание В3
Синтаксис. Словосочетание.
Слайд 19В-3
Замените словосочетание «временно закрыта» (предложение 23),
построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием
со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
_________________________________
Слайд 20
Замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетание горное
село синонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетание голос отца синонимичным, основанном на связи согласование.
Замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, основанном на связи управление.
Слайд 21В-4
Среди предложений 22–24 найдите предложение с обособленным
согласованным определением. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________
Слайд 22В-5
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру,
обозначающую запятую при вводном слове.
Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой
Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?
Ответ: ___________________________
Слайд 23В-6
Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________
Слайд 24В-7
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаяся
временность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
Ответ: ___________________________
Слайд 25В-8
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с
однородными придаточными. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________
Слайд 26В-9
Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________