Слайд 1
Русский язык
«Ударение. Ударные и безударные гласные»
2 класс
Зеленцова Е.А.
учитель
начальных классов
ГБОУ Школа Перспектива
Слайд 2Что такое ударение?
ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННОЕ
Слайд 3Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове: станция, улица,
деревня.
УДАРЕНИЕ всегда падает на гласный звук.
Слайд 4Какие слоги называются ударными и безударными?
ВСПОМНИНАЕМ ИЗУЧЕННОЕ
Слайд 5
Слог, который произносится с большей силой, называется УДАРНЫМ.
Остальные слоги БЕЗУДАРНЫЕ.
Слайд 6Что такое корень слова?
ВСПОМНИНАЕМ ИЗУЧЕННОЕ
Слайд 7
Общая значимая часть всех родственных слов называется корнем слова.
Например:
кот- котик,
боль- больной,
лист-листочек.
Слайд 8Какие слова называются однокоренными?
ВСПОМНИНАЕМ ИЗУЧЕННОЕ
Слайд 9
Слова, которые имеют общую часть (корень) и сходные по смыслу, называются
ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ.
Например:
Слайд 14Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет
нам наука!
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
ЗАПОМНИ ПРАВИЛО!
Слайд 15 НЕ ПУТАЙТЕ!
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ ОДНОГО И ТОГО
ЖЕ СЛОВА!
Форма слова - это изменение одного и того же слова.
У однокоренных слов меняется лексическое значение.
Слайд 19 ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
В
русском языке 10 гласных букв.
Буквы А О Е И Я вызывают затруднения в слабой позиции.
Слайд 20 ПОМНИ!
Безударные гласные А О
Е И Я в корне слова надо проверять ударением. Для этого нужно:
изменить слово (изменить форму слова)
подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Слайд 21
ЗАПОМНИ
алгоритм проверки безударной гласной корня
1 шаг. Найди в слове
корень.
2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.
3 шаг. Измени слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.
Слайд 22 ПОМНИ!
Безударная гласная может быть
проверяемой и непроверяемой!
Слайд 23 ПОМНИ!
Слова с безударными гласными
в корне, которые не проверяются ударением, живут в «Словаре».
Их написание нужно запомнить!
Слайд 24ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
ПОМОЧЬ ТЕБЕ УСВОИТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ТЕСТОВАЯ РАБОТА.
Слайд 25
А1. УКАЖИТЕ СЛОВА С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ СЛОГЕ:
АРБУЗ
ДРУЖБА
ПАРОХОД
ЩИПЦЫ
ВАРЕЖКИ
ЛАНДЫШ
Слайд 26
А2. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ВТОРОЙ СЛОГ ПРОИЗНОСИТСЯ С БОЛЬШЕЙ СИЛОЙ
ГОЛОСА:
ПОРТФЕЛЬ
МАГАЗИН
ГРОЗА
ТОЛПА
ГОДЫ
ЗАБОР
Слайд 27
А3. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ УДАРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ:
СОБАКА
ПОМИДОР
КОРОВА
ВОРОБЕЙ
ХОРОШО
ДОРОГА
Слайд 28
А4. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕНО УДАРЕНИЕ:
СОЛОВЕЙ
ЩАВЕЛЬ
МОРКОВЬ
АЛФАВИТ
АРБУЗ
БЕРЕГ
Слайд 29
А5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕНО УДАРЕНИЕ:
РАКОВИНА
РУКАВИЦА
ПЫЛЕСОС
КУРАГА
ЩАВЕЛЬ
ОКОЛИЦА
Слайд 30
Б1. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НА МЕСТЕ ПРОПУСКОВ ПИШЕТСЯ БУКВА О:
Д…ЛЕКО
НАТ…ЩАК
ПРИХ…ЖУ
ОЧ…РОВАТЬ
П…ЛОСКА
К…СЬБА
Слайд 31
Б2. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НА МЕСТЕ ПРОПУСКОВ ПИШЕТСЯ БУКВА И:
БЛ…НЫ
ГР…БЫ
ГН…ЗДО
СЛ…ДЫ
Ч…СЛО
Р…ДЫ
Слайд 32
Б3. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НА МЕСТЕ ПРОПУСКОВ ПИШЕТСЯ БУКВА Е:
Р…ЧНОЙ
Ч…СЛО
М…ЧИ
СЛ…ДЫ
ЦВ…ТНОЙ
Ц…НА
Слайд 33
Б4. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НА МЕСТЕ ПРОПУСКОВ ПИШЕТСЯ БУКВА А:
М…РЯК
Ч…СОВЩИК
КР…НОВЩИЦА
КР…ТЫ
ВР…ГИ
ГР…ЧИ
Слайд 34
Б5. УКАЖИТЕ СЛОВА, К КОТОРЫМ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ:
ПАРУСА- ПАРУС
МОРСКОЙ- МОРЯК
СТЕПНОЙ-
СТЕПЬ
ПРИВЯЗАЛ- ВЯЗАТЬ
ДОЛИНА- ДОЛ
ГРОЗА- ГРОЗЫ
Слайд 35
Б6. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ДОПУЩЕНА ОШИБКА:
ПИСТРЕЕТ
ТАЛКАТЬ
КИСЛИЦА
КАНЕЦ
РАЗМЯГЧИТЬ
КРОТЁНОК
Слайд 36
Б7.ВЫПИШИ СЛОВА С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМОЙ УДАРЕНИЕМ.
Грибок, медведь,
водичка, мороз, земля, садовый, речка, тарелка, еловый, огурец, стена, окно, полёт, листок, народ.
Слайд 37
Б8. ВЫПИШИ ИЗ ТЕКСТА СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ:
Из теплых краев
летят птицы. Весной у пернатых друзей много хлопот. Надо устроить дома. На берёзах свили гнёзда грачи. Скворцам делают дома люди. Ласточка лепит гнездо под крышей.
Слайд 38
Б9. К ДАННЫМ СЛОВАМ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В
КОРНЕ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДРУГОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ.
1 уровень.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
Скрип – … (глагол) (что делают?)
След – … (глагол) (что делает?)
Косит – … (имя существительное) (что?)
Горы – … (имя прилагательное) (какие?)
Шалость – … (глагол) (что делал?)
Слайд 39
Б9. К ДАННЫМ СЛОВАМ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В
КОРНЕ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДРУГОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ.
2 уровень.
Корм – … (глагол)
Ночь – … (имя прилагательное)
Скрип – … (глагол)
След – … (глагол)
Косит – … (имя существительное)
Горы – … (имя прилагательное)
Шалость – … (глагол)
Слайд 40
Б9. К ДАННЫМ СЛОВАМ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В
КОРНЕ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДРУГОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ.
3 уровень.
Корм – …
Ночь – …
Скрип –…
След – …
Косит – …
Горы – …
Шалость – …
Слайд 41ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
А1-дружба, варежки, ландыш.
А2- портфель, гроза, толпа, забор.
А3- помидор, воробей, хорошо.
А4-
соловей, щавель, морковь, берег.
А5- раковина, пылесос, щавель.
Слайд 42ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Б1-натощак, прихожу, полоска, косьба.
Б2- блины, грибы, число.
Б3- речной, следы, цветной,
цена.
Б4- часовщик, крановщица, враги, грачи.
Б5- паруса-парус
степной- степь
долина – дол
гроза -грозы
Слайд 43ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Б6-пестреет,толкать,конец.
Б7- грибок, водичка, земля, садовый еловый, стена, окно, листок.
Б8- краев,
летят, весной, хлопот, дома, грачи, скворцам, гнездо.
Б9- кормить, ночная, скрипят, следит, косьба, горные, шалил.