Слайд 1Обобщающий урок
по теме «Словообразование»
6 класс
МКОУ «Тагарская СОШ»
Атрохова Татьяна Александровна
Слайд 2УЧЕНЫЙ СОВЕТ по проблемам словообразования
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ слов в русском языке
ФОРМЫ
СЛОВА И ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ
Слайд 3 Все части слова являются значимыми
Докажите это на примере слова домики
Какое
значение у корня?
Какое значение у суффикса?
Какое значение у окончания?
Слайд 4Какая приставка в слове встать (подняться)?
Сравните:
Взлететь, всплыть, взойти
Какое значение у приставки
вз-, вс-?
Влететь, вплыть, войти
Какое значение у приставки в-?
Вс-ста-ть
Аппликация – наложение друг на друга частей слова
Слайд 5Научная лаборатория
Словообразовательная модель с суффиксом
-оват-ый- имеет значение чуть-чуть , слегка
Беловатый
Кисловатый
Грубоватый
Исследование:
какие морфемы в слове розоватый
Слайд 6Доклад «СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ в русском языке »
Слайд 7Исследование: определить способ образования слов
Подснежник
Листопад
Непогода
ПТУ
Бережок
Слайд 8
Ответы:
Подснежник – приставочно-суффиксальный
Листопад- сложение с помощью соединительной гласной
Непогода - приставочный
ПТУ –
сложение первых букв (сложносокращенное слово)
Бережок - суффиксальный
Слайд 9Доклад: ФОРМЫ СЛОВА И ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Слайд 10
Практическая работа. Выпишите в два
столбика формы одного слова и однокоренные
слова
Появился лунник,
Прилунился лунник,
Поселился лунник
На Луне!
Он луну покажет,
О Луне расскажет
На своей на лунной
Радиоволне.
Слайд 11
Ответ
Однокоренные слова:
лунник
Луне
лунной
прилунился
Формы слова:
Луне
Луну
Слайд 12Научный эксперимент
«Роль суффикса -л- в глаголе»
Проведите наблюдение за рядом слов
прыгать
– прыгает – прыгал – будет прыгать
Это формы одного и того же слова или однокоренные слова?
Для чего необходим суффикс «л»?
Слайд 13Словообразование и культура речи
Заплатить – отдавать деньги в возмещение чего-нибудь
Н–р:
заплатить за билет
Оплатить – внести плату за что-нибудь
Н-р: оплатить проезд
Слайд 14Сделайте словообразовательный и морфемный разбор слов
Понапришивали
Шелковистенький
Счастливчик
Слайд 15
Ответы
Понапришивали ← напришивать ← пришивать ← пришить ← шить
Шелковистенький ← шелковистый
← шелковый ← шелк
Счастливчик ← счастливый ← счастье
Слайд 16
Составьте словосочетания:
А1. надеть - ? В1. нарезать - ?
2. одеть -
? 2. порезать -?
Нарезать – разделить ножом на части
Порезать – поранить чем-то режущим
Надеть – покрыть тело или его часть какой-нибудь одеждой (о себе)
Одеть – покрыть или снабдить кого-нибудь какой-нибудь одеждой
Слайд 17Доклад: «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ»
Слайд 18
Практическая работа: распределите слова по орфограммам, объясните правописание
1. е – и
в корне слова
2. е – и в приставке
3. о – а в корне слова
Расст..лать, р..стение, распол..жились, прик..сается, к..сание, пр..стегнуть, пр..противный, пр..града, уб..ру, зам..рает
Слайд 19
Защита диссертации (тест)
А. В какой группе не все слова являются однокоренными?
1.
скосить, скашивать, косарь
2. мост, предмостная, вымащивать
3. мучной, мучнистый, замучить
4. лгать, ложь, лживый
Слайд 20
Б. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1.
пожалели
2. напильник
3. здешний
4. любимчик
Слайд 21
В. От какого слова образовано слово разобранный
1. бранный
2. брать
3. разобрать
4. разбирать
Слайд 22
Г. В какой строчке все пропущенные буквы одинаковые?
1. зам..рать, уб..решь, выт..раю
2.
заг..реть, прик..снуться, з..ря
3. предл..гать, к..саться, р..сти
4. р..сток, приг..реть, сл..гаемое
Слайд 23
Д. В каком слове нет приставки над-?
1. надпись
2. надеяться
3. надбровье
4. надкусить
Слайд 24
Ответы:
А - 3
Б - 2
В - 3
Г - 3
Д – 2
Оценка:
нет ошибок – «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
3 ошибки - «2»