Слайд 1Учение с увлечением
Презентация создана учителем русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №80
г. Владивостока»
2014 год
Стихотворные правила на мзучаемые орфограммы в V-VII классах
Слайд 2Актуальность работы
Не секрет, что многие школьники не любят уроки русского языка.
Это связано прежде всего с тем, что надо запоминать слишком большое количество правил. Я предлагаю своим ученикам стихотворные правила, которые составила на те орфограмм, что изучаются в V-VI кл. Многие ребята с удовольствием их заучивают.
Слайд 3Цель работы
Помощь учащимся запомнить правила, необходимые для выработки орфографической грамотности
Сделать
уроки русского языка интересными, творческими, запоминающимися…
Слайд 4Безударные гласные в корне, проверяемые ударением(орф.№1)
Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно её ставь под ударение.
Например: лиса в лесу как-то заблудилась.
В лес на выручку лисы много лис явилось.
Эти лисы в лес зашли
И лисят в кустах нашли.
Слайд 5Непроверяемые гласные и согласные в корне (орф.№2)
Есть слова, в которых буквы
невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть-
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в конфете притаилась, в пианино закатилась.
В баскетбол идёшь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
-Всё запомнил?
-Повтори!
Орфограмму заучи.
Слайд 6Проверяемые согласные в корне слова (орф.№3)
«Дуб» ли, «год» ли разберись,
Ответ
дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год - года
Пишем букву д тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба будет ходить.
-Всё понятно?
-Повтори!
Орфограмму заучи.
Слайд 7Непроизносимые согласные в корне слова (орф.№4)
И ужасно, и опасно
Букву т
писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно станет – загрустить.
Поздно – значит опоздать;
Здравствуй – здравия желать.
Слайд 8Буквы и, у, а после шипящих (орф.№5)
Буквы и, у, а ты
пиши, дружок, всегда.
После всех шипящих букв:
После ж и после щ, после ч и после ш.
Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с ю, как имя Юра.
Слайд 9Разделительный ъ и ь знаки (орф. №6)
Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь всегда.
Объявленье,
съёмка, въезд
Ъ напишем здесь.
Ъ не обделяй, им приставки отделяй.
В корне пишем- это правило пустяк.
Слайд 10Раздельное написание предлогов с другими словами (орф.№7)
Приставки пишем слитно-
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке бродит волк
По, понятно вам, предлог.
Прокрадётся он в село -
Про – приставка. Повезло.
Но овцу он не унёс:
Встретил волка старый пёс.
Из – под дома,
Из – за туч-
Чёрточку не позабудь
Слайд 11Употребление Ь на конце существительных после шипящих (орф.№8)
В женском роде пишем
смело Ь-
Вперёд за дело.
Не забудь о том, что рожь,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят Ь всегда.
Но вот луч, и ёж, и врач
Иных требуют задач.
Ь здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведём
Ь прибережём.
Мы напишем: «Из–за туч выглянул последний луч.
Помощь вовремя пришла,
Молодёжь плясать пошла».
Слайд 12Употребление Ь для обозначения мягкости согласных(орф.№9)
Хищный, мощный и кончать
Ь нельзя
писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь не пишешь ты.
Но болельщик, вскользь, возьмём
Ь опять вернём
Слайд 13Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-) (орф.№10)
Ты
запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-,над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор посмотреть.
Забежит к тебе Дружок -
Отдай последний пирожок!
Слайд 14Буквы з- и с- на конце приставок (орф.№11)
Из-, ли, ис-, ли,
раз- и рас-?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты з
Перед б, г, д, в, ж.
Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з.
Извергаться, разжимать, пишем букву з,
Но рассвет, искать, всплакнуть пишем только с.
Слайд 15Буквы–о, -а в корне -лаг-, -лож- (орф.№12)
Если после корня -а,
В
корне а пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отложить и изложить
Букву о здесь не забыть.
-Всё запомнил?
-Повтори.
Орфограмму заучи
Слайд 16Буквы о-а в корне -раст- -рос- (орф.№13)
Подросла сирень в саду,
Я
с растеньем к вам иду.
Корень –рос- влюбился в о,
Ему очень повезло.
Там, где есть –ст- и –щ-,
Пишем только букву а.
Кустик быстро подрастал,
Летом вишенкою стал.
Исключение: росток
Мы напишем через о.
Слайд 17Буквы ё-о после шипящих в корне слова (орф.№14)
Зашипеть захочешь ты,
Букву ё
в корне пиши.
Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.
Но не путай: шов, трущоба,
Шорох, шоколад, обжора.
Запомни те слова один раз и навсегда.
Слайд 18Буквы ы-и после ц (орф.№15)
Помни, что в словах на -ция
Пишем
ия, слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить и поторопись.
Цифру дали циркачу,
Цинга не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган с цыганкою дружны.
Стоят на цыпочках с ребёнком,
Не смея цыкнуть на цыплёнка.
Слайд 19Прописная буква в именах собственных (орф.№16)
Во Владивостоке я родился,
С Сашей
в школе подружился.
С Ивановым мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котёнка
Я назвал его Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.
Слайд 20Буквы Е и И в окончаниях имён существительных (орф.№17)
Падежи разные у
нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да ещё предложный.
Е и И запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где И, вот, пожалуйста, смотри.
У 3-его склонения есть только буква И: вещи, вещи и ещё раз о вещи.
Но о море во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране родной друг мой проживает.
Слайд 21Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и
прилагательных (орф.№18)
Недоволен я скворцом,
Недоволен я грачом.
Букву О писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с товарищем моим
Мы за птицей последим.
Принесла та наконец
Букву Е к себе в конец.
Буква О под удареньем,
Буква Е без ударенья.
Слайд 22Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных (орф.№19)
Каким утром вышел я воздухом
дышать?
Ранним. Значит, будем мы букву И писать.
В синеве (какой?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись вопрос задать, чтобы правильно писать.
Слайд 23Краткие прилагательные с основой на шипящий (орф.№20)
Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу:
здесь Ь не мучь!
Краткие прилагательные должен ты знать,
Но мягкий знак не надо писать!
Слайд 24Не с глаголами (орф. №).21
Не берёг, не знал, не видел.
Не,
случайно, не обидел?
Не раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без не я жить не буду.
Потому что без неё
Я не стою ничего
Слайд 25Ь после шипящих в неопределённой форме глаголов и во II-ом лице
ед.ч. (орф.№22)
Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять всё то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит Ь вообще.
Вот смотри: зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь,
Испечь что-то и сберечь, а потом опять прилечь.
Ты рисуешь и поёшь, с Ь ты живёшь.
У II-ого же лица Ь пиши всегда
Слайд 26-тся и –ться в глаголах (орф.№23)
Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль
в вопросе Ь, не забудь о нём, чудак.
Но купается мой брат, кувыркается солдат,
Улыбается отец: «Подскажи-ка мне конец?»
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеётся, улыбается, клянётся.
Что же делает солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?
Слайд 27Буквы Е-И в корнях с чередованием (орф. №24)
Если после корня а,
В корне И пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой а
Только е пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.
Слайд 28Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения (орф.№25)
Ко
II же спряженью
Отнесём без промедленья
Все глаголы, что на –ить,
Исключив стелить и брить.
И ещё: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.
Брить, стелить мы исключим,
В спряженье первое включим!
А глаголы все на –еть, -ять, -уть, -ыть, -ать
Только первого спряженья,
Их не надо забывать
Слайд 30Литература
Использованы возможности Интернет-ресурсов (рисунки)