Презентация, доклад по русскому языку Сжатие текстов различных стилей речи

Почему важно определить стиль речи?При первом прочтении важно понять, к какому стилю речи относится исходный текст и каков ведущий тип речи в нем. Это позволит определить, что можно сократить в исходном тексте, а что следует обязательно

Слайд 1Сжатие текстов различных стилей речи Уроки развития речи в 6-7 классах

Сжатие текстов различных стилей речи Уроки развития речи в 6-7 классах

Слайд 2Почему важно определить стиль речи?
При первом прочтении важно понять, к какому

стилю речи относится исходный текст и каков ведущий тип речи в нем.
Это позволит определить, что можно сократить в исходном тексте, а что следует обязательно оставить.

Почему важно определить стиль речи?При первом прочтении важно понять, к какому стилю речи относится исходный текст и

Слайд 4Текст-рассуждение
Если ведущий тип речи рассуждение, важно сохранить тезис автора,

то есть его главную мысль, вокруг которой строится рассуждение, и основные аргументы.
При этом можно сокращать развернутые иллюстрации, примеры, дополнительные, попутно сообщаемые сведения, описания, элементы повествования.

Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название же можно сменить в один час. (из текста М. Чулаки) 54 слова
 


Текст-рассуждение   Если ведущий тип речи рассуждение, важно сохранить тезис автора, то есть его главную мысль,

Слайд 5 Почему происходило массовое переименование городов и улиц в

нашей стране в 20-е – 30-е годы?

Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название же можно сменить в один час.

Запишите ответ – получите тезис.
Подчеркните главный аргумент, подтверждающий этот тезис.
Заключите в скобки второстепенную информацию.
Запишите сжатый текст, объединив предложения с помощью союза потому что или так как.

Почему происходило массовое переименование городов и улиц в нашей стране в 20-е – 30-е

Слайд 6Сжатый текст
Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей

стране в 20-е – 30-е годы, объясняется тем, что оно казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира», так как название можно сменить в один час. 35 слов (66%)

Сжатый текст  Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы,

Слайд 7Текст-описание
Давно затянуло

рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.
Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь...
Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни?
(по В. Ткаченко ) 113 слов

Текст-описание          Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки

Слайд 8

Давно

затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.
Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь...
Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни?

Сохранить:
Описательную часть
Особенности
авторских образов
Приемы и средства выразительности
Сократить: Дополнительную попутно сообщаемую информацию Элементы повествования и рассуждения Прямые авторские оценки, не связанные с описанием

Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки

Слайд 9Сжатый текст
Давно

затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски. Но нет лучшего памятника погибшим, чем яблоневый сад. В его свежем благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.
Спасибо тем, кто придумал насадить сады на этой горькой равнине и воплотил этот великолепный замысел в жизнь...
Весной над садами гремят ликующие хоры соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни? 78 слов (69%)
Сжатый текст         Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки

Слайд 10Текст-повествование
Мы стояли у окна и смотрели

на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
- Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный... У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
- Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.
Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
- Спасибо за подарок! (по В. Дроганову ) 172 слова

Текст-повествование      Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с

Слайд 11Установите последовательность событий в тексте, запишите их в виде плана. Какое

действие описано в первом абзаце?

Сохранить:
Последовательность событий и динамику действий, выражающуюся глаголами, односоставными предложениями, неполным предложениями
Сократить:
Попутно сообщаемые факты, примеры, иллюстрации
Развернутые описания
Авторские оценки
Элементы рассуждения

1 абзац. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

Петька поблагодарил меня за книгу, пожал руку.

Установите последовательность событий в тексте, запишите их в виде плана.  Какое действие описано в первом абзаце?

Слайд 12 2 абзац. Подчеркните главную информацию. Что будет второстепенным для повествования?

В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный... У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный... У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

2 абзац. Подчеркните главную информацию. Что будет второстепенным для повествования?   В это время в

Слайд 13 3, 4 абзацы.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли,

и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
- Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот. Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
- Спасибо за подарок!

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
-Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот. Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
- Спасибо за подарок!

3, 4 абзацы. Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь,

Слайд 14Сжатый текст
Петька поблагодарил меня за

книгу, пожал руку.
В класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Его мать часто приходила в школу, чтобы разобраться с теми, кто обижал его и сестренку. Это усиливало наше презрительное отношение к Бабушкину.
Когда он поздоровался, никто даже не взглянул на него. Бабушкин поставил портфель на стол и увидел книгу.
Он взял её в руки, пролистал – и восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и сказал:
- Спасибо за подарок! 76 слов (45 %)
 

Сжатый текст      Петька поблагодарил меня за книгу, пожал руку.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть